• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Шаг в будущее: инновации школьников

В рамках форума «Шаг в будущее» в ВШЭ прошел симпозиум для школьников «Первая проба: научные инновации в инженерном деле и обществе». Комментируют директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич и заведующая отделением дизайна МИЭМ ВШЭ Ульяна Аристова.

Тамара Протасевич
Тамара Протасевич
— Тамара Анатольевна, как появилась идея проведения симпозиума, почему было выбрано именно такое название — «Первая проба: научные инновации в инженерном деле и обществе»?

— В 2012 году наш университет установил партнерские отношения с программой «Шаг в будущее». И хотя у нас большой опыт проведения академических интеллектуальных состязаний (2013 год — наш 16-й олимпиадный сезон), мы впервые организовывали научные соревнования для школьников в виде защиты результатов научно-исследовательских работ и инновационных проектов. Поэтому один из четырех научных симпозиумов форума «Шаг в будущее», организацию которого взяла на себя Вышка, и получил название «Первая проба: научные инновации в инженерном деле и обществе».

— На какую аудиторию ориентирован симпозиум и в целом программа «Шаг в будущее»? Каковы ее основные задачи и цели?

— Для того чтобы стать хорошим специалистом в инженерно-технической сфере, необходимо иметь не только светлую голову, но и золотые руки. И программа «Шаг в будущее» как раз ориентирована на ребят, которые демонстрируют не только академические успехи, но и прикладные навыки и умения, проектное мышление и исследовательский потенциал.

Эта программа, созданная в 1991 году выпускниками Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, на сегодняшний день авторитетное общенациональное движение, в котором участвуют более 150 тысяч школьников и студентов. Она имеет разветвленную сеть региональных представительств, действующих на базе ведущих российских университетов и научных центров, среди которых Московский государственный технический университет радиотехники, электроники, автоматики, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина и многие другие. Основная задача форума — не просто демонстрировать достижения талантливой молодежи, а опираясь на своих региональных представителей, системно вести научно-исследовательскую подготовку школьников.

— Каким образом осуществлялся отбор участников симпозиума?

— Отбор начался еще осенью на федеральных окружных состязаниях программы «Шаг в будущее». С нашей стороны в регионы выехали эксперты (в основном это работники МИЭМ НИУ ВШЭ), которые выступили в качестве членов жюри отборочных состязаний. В январе экспертные комиссии секций рассмотрели заявки от победителей отборочного этапа и выбрали лучших. Всего на симпозиум поступило 209 работ, а были отобраны и выступили на форуме 109 человек.

Основная задача форума — не просто демонстрировать достижения талантливой молодежи, а опираясь на своих региональных представителей, системно вести научно-исследовательскую подготовку школьников.

— Как проходила работа симпозиума?

— В Высшей школе экономики проходила работа нескольких секций симпозиума «Шаг в будущее»: социология, языкознание, литературоведение, кибернетика и информационные технологии, прикладная экономика и дизайн. Юные исследователи представляли свои проекты экспертному жюри и участвовали в обсуждении работ других участников. Также в рамках работы форума, под патронажем НИУ ВШЭ прошли олимпиадные состязания по современным информационным технологиям, дизайну, электронике и некоторым другим дисциплинам.

Кроме того для участников и их сопровождающих был организован профессиональный лекторий — выступили эксперты и ученые из разных областей науки. Лекцию под названием «Будем создавать новую космическую технику» прочитал декан факультета информационных технологий и вычислительной техники МИЭМ НИУ ВШЭ Евгений Дмитриевич Пожидаев. Анна Дмитриевна Плисецкая, доцент факультета филологии НИУ ВШЭ, выступила перед школьниками с лекцией на тему «Как зарождалась в России политическая риторика», а доцент кафедры социологии и культурологии МГТУ имени Н.Э. Баумана Александр Аркадьевич Немцов рассказал о психологии характера.

— Каким образом определялись победители симпозиума?

— Победители и призеры выбирались на каждой секции, все участники получили оценку своей работы со стороны экспертов и сертификат об участии в форуме, а лучшие были награждены дипломами I, II и III степени и памятными призами с символикой НИУ ВШЭ. Сразу нескольких наград форума удостоился ученик московской школы Алексей Волков, представлявший свою работу на секции «Кибернетика и информационные технологии». А одним из самых юных победителей стал восьмиклассник Денис Лушин с проектом «Доказательство верности теории креольского происхождения эбоникс». Во время церемонии торжественного закрытия форума на сцене Культурного центра Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана вместе с директором МИЭМ НИУ ВШЭ Александром Николаевичем Тихоновым мы вручили семь наград лауреатам номинации «Лучший в профессии». И я уверена, что это не последняя профессиональная награда в жизни этих школьников.

 

Работу секции «Дизайн» прокомментировала заведующая отделением дизайна МИЭМ НИУ ВШЭ Ульяна Аристова.

Ульяна Аристова
Ульяна Аристова
— Ульяна Викторовна, каковы ваши впечатления от прошедшего симпозиума, как вы оцениваете уровень и качество представленных работ?

— На мой взгляд, на секции демонстрировались интересные, подлинно дизайнерские проекты, обладающие новаторским подходом в решении проектных задач. Мои коллеги, а в экспертную комиссию вошли практикующие дизайнеры, художники Москвы, преподаватели нашего отделения, высказывали схожие мнения. Уровень работ, представленных на секции, говорит о том, что школьники 9-11-х классов вполне способны решать современные дизайнерские задачи, предлагать и обосновывать новые идеи. На суд экспертной комиссии были представлены разноплановые проекты, выполненные в самых разных областях дизайна, среди них: новые технологии изготовления и дизайна ювелирных украшений, перспективные дизайнерские решения по альтернативному проектированию городского района «Иркутск-сити», анимационные обучающие фильмы, проектирование мебели для младших школьников, тактильные книги для слабовидящих детей, коллекции моделей одежды, бионический стиль в интерьере, разработка усовершенствованного электроприбора для новой технологии художественной обработки дерева и еще много оригинальных и интересных проектов. Могу сказать, что меня очень вдохновило то количество талантливых старшеклассников и перспективных проектов, которые мы увидели на секции. Это дает нам всем шанс сделать свой шаг в будущее — в будущее нового технологичного, красивого и экономически обоснованного современного дизайна.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Анализ движений глаз поможет определять уровень агрессии у подростков

Ученые Приволжского исследовательского медицинского университета и Центра языка и мозга НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде разработали способы диагностики ауто- и гетероагрессивных наклонностей у молодежи с помощью айтрекинга — отслеживания движений глаз. Это даст возможность психиатрам и психологам скорректировать состояние молодых людей раньше, чем они смогут нанести вред себе и другим. Анна Хоменко, старший научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, представила результаты проекта на семинаре «Нейрочетверг».

Открыт прием заявок на Всероссийский конкурс технологических кружков — 2024

Стартовал прием заявок на Всероссийский конкурс технологических кружков 2024 года. К участию приглашаются кружки по программированию, робототехнике, киберфизике, космическим технологиям, БАС и другим направлениям, студенческие технологические команды, а также организации, которые комплексно развивают кружковую работу. Регистрация открыта до 31 декабря на сайте.

«Наука интернациональна и направлена на благо всего человечества»

28–30 октября в Высшей школе экономики прошла осенняя школа “Advances in Decision Analysis”, организованная Международным центром анализа и выбора решений НИУ ВШЭ. Среди ее докладчиков — крупные российские и зарубежные исследователи, в том числе сотрудник центра, нобелевский лауреат по экономике Эрик Маскин. Профессор Фуад Алескеров, руководитель центра, а также департамента математики факультета экономических наук НИУ ВШЭ, рассказал об особенностях школы.

Цифра восстанавливает речь

Исследователи Вышки и других научных центров разрабатывают новейшие методы диагностики и лечения речевых, двигательных и когнитивных нарушений с применением цифровых технологий. Эти инструменты повышают эффективность выявления патологий и их коррекции, что существенно влияет на качество жизни пациентов и их близких. Ведущие исследователи и практикующие специалисты представили результаты своей работы на II Международном симпозиуме «Проблемы патологии речи», заключительный день которого прошел в НИУ ВШЭ.

Исследователи Центра языка и мозга НИУ ВШЭ представили новые цифровые инструменты для оценки когнитивных функций

В Центре языка и мозга НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, входящем в Институт психологии здоровья, прошел объединенный научный семинар стратегического проекта «Устойчивый мозг». Исследователи представили цифровые инструменты для оценки и коррекции речевых и когнитивных расстройств, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.

Ученые Вышки представили разработки, связанные с применением ИИ в медицине

Искусственный интеллект не заменит врача, но может стать ему отличным помощником. При этом здравоохранение нуждается в высокотехнологичных продуктах, которые способны быстро анализировать и контролировать состояние пациентов. Ученые Вышки применили ИИ для предоперационного планирования и постоперационной оценки результатов в спинальной хирургии и разработали автоматическую интеллектуальную систему для оценки биомеханики рук и ног.

ADCR Awards: у Вышки — 10 наград!

В начале октября состоялась торжественная церемония награждения победителей российского профессионального конкурса в области креатива, дизайна и рекламы ADCR Awards, учрежденного клубом Арт-директоров России. В этом году все призовые места в номинации Graphic Design / Product Design заняли наши студенты. Кроме того, Школа дизайна НИУ ВШЭ вновь стала Школой года, а Леонид Славин — тьютором года. В 2024 году участники подали на конкурс рекордные 649 работ, из которых 84 получили награды в разных номинациях.

Ученые Вышки предложили диагностировать тревогу и депрессию по пульсу

Группа ученых из НИУ ВШЭ научилась диагностировать тревогу и депрессию по пульсу. Оказалось, что при умственной нагрузке сердечный ритм у людей со склонностью к ментальным расстройствам отличается от ритма здоровых людей, особенно при выполнении задач повышенной сложности. Изменения можно отследить даже с помощью пульсоксиметра или умных часов. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Psychiatry.

В НИУ ВШЭ исследовали, как трансспинальная стимуляция влияет на движения человека

Команда Центра нейроэкономики и когнитивных исследований протестировала более 80 человек, чтобы выяснить, как трансспинальная стимуляция постоянным током влияет на координацию движений. В то время как при силе тока 1,5 мА моторный ответ мышцы возрастал, дальнейшее увеличение силы тока до 2,5 мА не вызывало усиления эффекта. Полученные в результате исследования данные помогут в разработке более оптимальных протоколов абилитации и реабилитации пациентов с нарушениями опорно-двигательной системы. Результаты исследования опубликованы в журнале Genes and cells.

Cтартовал Международный конкурс ВШЭ и АГУ на цифровой этнолук

Центр языка и мозга НИУ ВШЭ и Лаборатория экспериментальной лингвистики Адыгейского государственного университета в рамках межуниверситетского партнерства проводят Международный конкурс на цифровой этнолук впервые в формате Brain Art / ScienceArt / EtnoArt. Работы принимаются до 25 мая 2024 года.