Уточним правила. Без остановки игры
22 августа 2008 года состоялся первый семинар в рамках мониторинга внедрения административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций. Головным исполнителем работ выступает Институт проблем государственного и муниципального управления (ИПГМУ) ГУ-ВШЭ.
Очевидно, что административная реформа, осуществляемая в России, не может быть успешной без внедрения единообразия в сфере государственных услуг и функций, без их унификации и стандартизации. На сегодняшний день правительственной комиссией по проведению административной реформы рассмотрено 146 проектов административных регламентов общественно значимых государственных функций и услуг, 131 проект одобрен. На региональном уровне подготовлено около 2 тысяч административных регламентов.
В последнее время в стране создан значительный нормативный (в виде федеральных законов и постановлений правительства РФ) и методический задел для успешного развития процессов стандартизации и регламентации деятельности органов исполнительной власти. Но как работают административные регламенты в реальной жизни? Каков их коэффициент полезного действия? На эти вопросы и призван дать ответ мониторинг, который, кстати, поможет оценить и ход административной реформы в целом.
Обращаясь к участникам семинара (а здесь собрались представители многих регионов России), научный сотрудник ИПГМУ Ирина Суворова отметила, что эта встреча открывает целый цикл обсуждений, посвященных вопросам регламентации различных направлений деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В ходе первой дискуссии были обсуждены административные регламенты по таким государственным функциям, как проведение государственной экологической экспертизы, нормативы образования отходов и лимитов на их размещение и осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля).
Одна из задач начавшегося мониторинга — разработка модельных административных регламентов. Необходимость в ней возникла, поскольку поручения о разработке административных регламентов, как правило, выдаются без учета специфики того или иного субъекта Российской Федерации и возможностей будущих разработчиков. Это сильно осложняет работу. Модельный регламент — это некий проверенный практикой шаблон, в котором перечисляются типовые вопросы, а конкретному региону остается привнести в эту "модель" свою специфику и оптимизацию. Такой подход сулит экономию и средств, и времени.
Семинар выявил немало проблем по обсуждавшейся теме, и, пожалуй, главная среди них — несоответствие федеральных законов практике, сложившейся в субъектах РФ, а порой и противоречия отдельных норм федеральных законов друг другу. Об этом говорили все участники семинара.
Собравшиеся подчеркивали, что административные регламенты федерального уровня не могут заменять собой регламенты уровня субъекта Федерации. Ведь последние разрабатываются под вполне конкретные функции. И если субъектам отданы какие-то полномочия, то федеральные органы не имеют права навязывать регламенты на эти функции, а могут лишь давать методические рекомендации.
На семинаре специалисты природоохранной деятельности различных регионов страны рассказали о своем опыте работы, прозвучало немало ценных замечаний и предложений по ее улучшению. К примеру, главный специалист-эксперт отдела государственной экологической экспертизы Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области Татьяна Рощупкина отметила, что в свете разработки административного регламента по оказанию услуг при проведении экологической экспертизы сотрудники управления оказались в более выгодном положении, чем их коллеги, поскольку для их основной функции разработан регламент федерального уровня, в котором указаны положения, сроки исполнения и т.д. А вот в конкретной работе отдела возникают проблемы, которые связаны с несоответствиями между законами и иными нормативными документами, что, порой, существенно затруднят проведение экологической экспертизы. Главный специалист-эксперт, юрист-консультант Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области Наталья Самуйлова высказала пожелание, чтобы модельный регламент, разработанный на уровне Федерации, "не возымел некоей императивной формы", не был "спущен" в качестве какого-то нормативно-правового акта "безапелляционно обязательного к исполнению". Ведь субъекты Российской Федерации отличаются друг от друга, где-то уже имеется собственный, вполне успешный опыт.
Консультант отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Департамента по экологии и природным ресурсам Тульской области Зинаида Пугачева высказала свою точку зрения: в законодательстве по экологической экспертизе (федеральном законе и постановлениях правительства) все прописано достаточно четко, а потому едва ли существует необходимость в разработке еще и административного регламента.
Петр Васильев |
Законодательство несовершенно еще и потому, что на деле происходит разделение объектов надзора. Например, очистные сооружения относятся к объектам федерального надзора, а река, в которую иногда сбрасываются отходы, относится к сфере регионального надзора. Возникает неразбериха. "Подобные противоречия ослабляют позиции природоохранных органов, — отметил тверской представитель. — Таким образом, разработка модельного административного регламента нужна в том числе и для того, чтобы сферы деятельности были определены одинаково для всех органов исполнительной власти".
Мария Коновалова |
Начальник отдела государственного контроля Управления по охране окружающей среды Тамбовской области Галина Цветкова, поддержав выступления предыдущих ораторов, сообщила, что в управлении разработан административный регламент по экологической экспертизе. Был разработан регламент и по государственному экологическому контролю, но правовое управление его не утвердило на том основании, что нет федерального закона об экологическом контроле. И это еще один пример несовершенства федерального законодательства".
Анатолий Дунаев |
По мнению А. Дунаева, "в подвешенном состоянии" находятся такие направления, как информирование населения. Видимо, полагает он, для исправления ситуации нужны какие-то дополнительные подзаконные акты. Ярославский представитель подчеркнул важность наличия административных регламентов, которые позволят "упорядочить взаимодействие с органами власти".
Завершая свое выступление, он выразил признательность Высшей школе экономики за организацию семинаров в рамках мониторинга по административным регламентам. "Мы с удовольствием будем сотрудничать с ГУ-ВШЭ", — сказал он. Поблагодарил Высшую школу экономики и ведущий специалист отдела государственного экологического контроля и нормирования Министерства природных ресурсов Калужской области Александр Власов: "В Калужской области разработка административных регламентов только-только начинается, и обсуждение на нынешнем семинаре для нас очень полезно". О важности и своевременности семинара говорила и Елена Казанская, возглавляющая Департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области.
Анатолий Полторак |
Участники семинара ответили на вопросы ряда анкет, касающихся осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также проведения государственной экологической экспертизы. Остается лишь добавить, что в целях совершенствования утвержденных административных регламентов, а также системы регламентации в целом итоговые результаты мониторинга будут направлены в Правительственную комиссию по проведению административной реформы, Министерство экономического развития РФ, федеральные и региональные органы исполнительной власти.
Николай Вуколов, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Умное регулирование» для России
Механизмы «умного регулирования», в основе которых концепция Национального совета по совершенствованию правового регулирования — в докладе директора Центра ОРВ НИУ ВШЭ Даниила Цыганкова.
Всероссийский мониторинг административных регламентов — 2009, М.: ГУ-ВШЭ, 2010
В работе приводятся некоторые результаты Всероссийского мониторинга административных регламентов исполнения государственных функций, проведенного в 2009 году: оценка процесса регламентации на уровне федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, анализ практики применения административных регламентов и результаты юридического анализа административных регламентов федеральных органов исполнительной власти, отобранных для мониторинга.
Госслужба: улучшение при сокращении?
13 октября в РИА Новости прошел круглый стол «Модель развития государственной службы в России», в котором принял участие декан факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ Алексей Барабашев. Участники обсудили, в частности, проблемы сокращения по инициативе Президента РФ числа госслужащих на 20%.
Как должен работать ЗАГС
23 августа в здании Правительства РФ состоялось заседание Рабочей группы по вопросам стандартизации и регламентации исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг при Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Заседание прошло под председательством руководителя группы, ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Честные, обманщики и оппортунисты
18 февраля прошел семинар «"Пределы контроля": административные регламенты и контроль за действиями чиновников», организованный Лабораторией институционального анализа экономических реформ (ЛИА) ГУ-ВШЭ.
Всероссийский мониторинг внедрения административных регламентов
Публикация основана на результатах научно-исследовательской работы «Исследование и анализ внедрения административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг».
Услуга государева
Оказание госуслуг — лакомый кусок для любого чиновника, особенно если знать, как превращать бесплатную госфункцию в платную госуслугу. Разрабатываемый единый реестр и новый законопроект о госуслугах призваны лишить чиновников прибыльного бизнеса и снизить административные барьеры. Однако на деле может получиться иначе.
Государственные услуги: стандартизация и регламентация
При Правительственной комиссии по проведению административной реформы создана рабочая группа по вопросам стандартизации и регламентации исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг. Руководителем группы назначен ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Для бизнеса и для людей
17 апреля в ГУ-ВШЭ состоялся научно-практический семинар по теме "Создание и развитие многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации".
Регламенты: от Петра Великого до наших дней
8 апреля участники Х Международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества обсудили качество государственных услуг в России.