• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НИУ ВШЭ объединил ученых на международной школе по ИИ в Шанхае

В начале июля в Шанхае проходил Международный летний институт по исследованиям искусственного интеллекта в образовании, организованный Инобром НИУ ВШЭ совместно с Восточно-китайским педагогическим университетом. Более 50 молодых исследователей и ключевых спикеров из девяти стран — от России и Китая до Канады и Сингапура — собрались, чтобы обменяться последними результатами своей работы и построить новые международные партнерства.

Открывая летнюю школу, директор Института образования Евгений Терентьев подчеркнул, что ИИ уже перестал быть абстрактной темой для обсуждений и стал «инструментом повседневной академической практики, и теперь вопрос не в том, нужно ли его внедрять, а в том, как именно это делать».

Евгений Терентьев

Первый день был посвящен постановке целей и задач на неделю работы летнего института. Так, Евгений Терентьев представил анализ реакции российских университетов на генеративные модели ИИ, а научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов очертил мировую карту встраивания искусственного интеллекта в систему высшего образования. Екатерина Кручинская на конкретных примерах показала, как генеративный ИИ используется студентами российских университетов, а приглашенные исследователи с мировым именем Окан Булут из Университета Альберты (Канада) и Мик Фанги из Университета образования Гонконга обсудили риски «черного ящика» и переосмысление компьютерно-поддерживаемого совместного обучения в эпоху больших языковых моделей. День завершился академическим спид-дейтингом: участники успели не только найти будущих соавторов, но и поздравить неожиданно выявленного именинника.

Максим Никитин

Для нас было принципиально важно не просто провести насыщенную академическую программу, но и укрепить партнерство с коллегами из Китая, — отметил Максим Никитин, эксперт Института образования и руководитель организационного комитета Летнего института — 2025. — Восточно-китайский педагогический университет — надежный и вовлеченный соорганизатор, с которым у нас уже есть ряд совместных содержательных проектов, и мы точно будем их расширять. Особенно приятно было видеть, как работают международные партнерства вживую и как много сильных заявок пришло из разных стран мира. Это показывает, что интерес к теме ИИ в образовании действительно глобальный и Вышка занимает одно из лидирующих мест в научной повестке».

Дальнейшая работа проходила в трех параллельных академических треках, где теория постепенно переходила в практику в формате воркшопов. На направлении «Навыки и генеративный ИИ» шла активная дискуссия о том, как стремительно меняется рынок труда и как разные теоретические подходы описывают эти изменения.

© Высшая школа экономики

Вера Мальцева

«Наш летний институт вышел поистине междисциплинарным и международным. Отрадно было видеть, что нам удалось выйти за рамки исключительно педагогического и социологического подхода в анализе влияния ИИ, добавив необходимую экономическую перспективу. Это дало более целостное представление о такой масштабной трансформации. Благодаря этому мы расширили круг профессиональных контактов и партнеров, с которыми теперь можем развивать совместные исследовательские инициативы»,  — отметила Вера Мальцева, директор Центра развития навыков и профессионального образования, наставник трека.

Педагогический трек погрузил участников в вопросы использования генеративного ИИ в самом процессе обучения, а на психометрическом треке разбирали, как валидировать тесты и проводить анализ данных в образовании, передавая часть функций ИИ-ассистенту.

В один из дней программы участники сменили ноутбуки и конспекты на фотоаппараты: поднялись на небоскреб Шанхайская башня, прогулялись по саду Юй-Юань, а вечером во время речной прогулки по Хуанпу наблюдали летний закат.

Финалом летнего института стала защита исследовательских проектов: участники представили разные концепции — от адаптивного ассистента для школьников до исследования практик использования генеративного ИИ в аспирантуре. Эксперты дали подробные комментарии и рекомендации по усилению работ, совместно определили точки роста.

«Для меня большая честь и удовольствие было стать частью международной летней школы Института образования НИУ ВШЭ этого года. Меня особенно впечатлили лекции в первый день: глубина и масштаб идей, представленных спикерами, стали для меня источником для дальнейшей исследовательской рефлексии. Я благодарен Вере Мальцевой и всем коллегам за содержательную обратную связь: их комментарии были не только мотивирующими, но и по-хорошему challenging, что помогло мне точнее определить свои дальнейшие шаги. Этот опыт оказался исключительно ценным, и я очень надеюсь, что наше взаимодействие не ограничится рамками школы. Буду рад возможностям для совместных исследований с коллегами из Вышки. Уверен, это только начало продуктивного диалога!» — поделился впечатлениями участник из Китая Джейд Чжао, студент EDD-программы XJTLU.

Закрывая программу летнего института, Евгений Терентьев поблагодарил участников за «лабораторию коллабораций», и они договорились продолжить совместную работу и дальше.

Следующий летний институт Инобра запланирован на лето 2026 года. Прием заявок откроется в феврале.

Вам также может быть интересно:

11 вузов России стали участниками проекта ВШЭ и «Яндекса» по применению ИИ при подготовке дипломных работ

Эксперты «Яндекс Образования» и факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ научили студентов и научных руководителей использовать нейросеть YandexGPT в трудоемких задачах — для анализа источников, структурирования информации, визуализации данных и работы с текстом в процессе подготовки дипломов.

В Вышке пройдет Международная школа БРИКС: Новое поколение

Открыта регистрация на Международную школу БРИКС: Новое поколение — один из ведущих международных образовательных проектов, ориентированных на молодых лидеров, интересующихся повесткой глобального развития и сотрудничества в рамках БРИКС.

Исследователи ВШЭ научили нейросети различать происхождение из генетически близких популяций

В Институте искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ предложили новый подход, основанный на современных методах машинного обучения, для определения генетического происхождения человека. Графовые нейросети позволяют с высокой точностью различать даже очень близкие популяции.

Ученые разработали ИИ для создания новых материалов

Международная команда ученых при участии НИУ ВШЭ разработала новый алгоритм машинного обучения Wyckoff Transformer для генерации симметричных кристаллов. Нейросеть позволит создавать материалы с желаемыми свойствами для полупроводников, солнечных батарей, медицинского оборудования и других высокотехнологичных областей. Ученые представят разработку 15 июля на ведущей конференции по машинному обучению ICML в Ванкувере. Препринт статьи опубликован на сайте arhiv.org, код и данные выложены под открытой лицензией.

«Развитие экономики без фактора ИИ уже невозможно»

В Шанхае стартовал международный летний институт по исследованиям искусственного интеллекта в образовании, организованный Институтом образования НИУ ВШЭ совместно с Восточно-китайским педагогическим университетом (ВКПУ). На него приехало свыше 50 участников и ключевых спикеров более чем из десяти стран Азии, Европы, Северной и Южной Америки. Они обсудили использование ИИ-технологий в образовании и других сферах.

Эксперты ВШЭ и РГАИС выступили за патентную защиту ИИ-решений

В НИУ ВШЭ состоялся круглый стол «Искусственный интеллект и ИТ-решения: тенденции охраны и возможности патентования». Лейтмотивом мероприятия стало признание необходимости доработки действующего отечественного законодательства в области интеллектуальной собственности на основе риск-ориентированного подхода.

Рекомендательные системы: новые алгоритмы и современная практика

Институт ИИ и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ провел конференцию, посвященную передовым технологиям рекомендательных систем. Мероприятие прошло в атмосфере активного обмена опытом между ведущими специалистами отрасли и позволило участникам ознакомиться с последними достижениями и практическими решениями в области разработки рекомендательных моделей.

«Развитие креативных индустрий стало приоритетом, как для России, так и для Республики Узбекистан»

Научно-исследовательский институт развития туризма при Комитете по туризму Республики Узбекистан и НИУ ВШЭ подписали соглашение о сотрудничестве с целью установления и развития академического, культурного и других видов взаимоотношений в области образования и туризма. Инициатором подписания соглашения выступил Институт развития креативных индустрий факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.

ИИ в университетах: раскрытие потенциала и преодоление тревог

Образовательные ИИ-инструменты заметно эволюционировали, однако до сих пор многие представители университетов и рядовые пользователи испытывают опасения на их счет. Ученые Института образования НИУ ВШЭ изучили различные аспекты интеграции искусственного интеллекта в образовательный процесс и объединили усилия с ИТ-компанией «Кеды профессора», чтобы помогать российским вузам встраивать ИИ-решения в свою работу.

«Цифровые платформы стали ключевой формой обеспечения экономического и культурного суверенитета»

Научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов выступил на сессии ПМЭФ-2025 «В поисках новых источников роста: возможна ли иная модель глобальной финансовой и торговой архитектуры». Дискуссия была построена вокруг процессов в мировой экономике, связанных с укреплением многополярности и возрастанием роли новых центров мирового роста — государств Глобального Юга и Востока, участники обсуждали потенциал и возможности новой модели международного взаимодействия.