«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»
31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.
Отраслевые университеты — в Проект 5-100
В 2020 году будут подведены итоги первого этапа Проекта повышения международной конкурентоспособности российских вузов, известного как Проект 5-100. В нем участвует 21 университет. Проект оказался успешным для России: ни в одной другой стране вузы не демонстрировали столь быстрый рост результатов и продвижение в глобальных рейтингах при относительно небольшом финансировании. На следующем этапе, согласно национальному проекту «Образование», в нем смогут принять участие порядка 30 вузов. Как считает научный руководитель Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков, заявки на открытый конкурс подадут не менее 100 вузов.
По мнению участников общего собрания, необходимо дать возможность участия в Проекте 5-100 отраслевым вузам, готовящим кадры для таких отраслей, как транспорт, строительство, урбанистика, сельское хозяйство. Отсутствие России в числе мировых лидеров по ряду предметных направлений ограничивает возможности конкуренции страны на технологических рынках.
Кроме того, нужно обеспечить ведущим профессорам вузов с международно признанными результатами, участвующим в проекте, доход, сопоставимый с глобальным рынком (а это сегодня 8-10 тыс. долл. США в месяц), а также изменить принципы и повысить уровень финансирования научных исследований. Сейчас вузовская наука финансируется по результатам «коротких» конкурсов, и от ученых требуют избыточную отчетность, хотя по-прежнему единственным объективным показателем эффективности науки остаются публикации.
«Без конкурентоспособных зарплат и «длинных» денег на науку мы в значительной степени «обогреваем» внешний мир», — заявил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Чем выше результаты вуза в науке и кадровом развитии, тем выше риски увода его молодых перспективных ученых западными университетами
А вместе с ними наша наука лишается и перспективных разработок, и научных результатов.
«Ведущие вузы» как открытая общность
В прошлом году по итогам совещания с ректорами Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев дал поручение Минобрнауки России проработать вопрос о законодательном закреплении понятия «ведущая образовательная организация высшего образования». «Нам важно услышать мнение ведущих университетов и тех, кто хочет быть таковыми. Мы ждем от вас аргументированных, понятных решений, на основе которых мы сможем приступить к следующему этапу уточнения этого понятия», — обратилась замминистра науки и высшего образования РФ Марина Боровская к участникам общего собрания.
В ходе дискуссии были высказаны разные мнения.
«Нужно крайне осторожно и щепетильно подойти к этому вопросу, — отметил ректор Университета ИТМО Владимир Васильев. — Главное условие — чтобы при появлении новой категории были обязательно сохранены уже существующие: «федеральный университет», «национальный исследовательский университет» и другие».
«Нам безразлично, будет ли эта категория отдельной или охватывающей все существующие статусы категория. Важно, чтобы был понятный для вузов и, может быть, однородный состав прав, обязанностей и ресурсов. Чтобы вузы понимали, к чему им нужно стремиться и как выстраивать свою стратегию, —– сейчас они не понимают», — считает Ярослав Кузьминов.
Как пояснил ректор Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Михаил Стриханов, критерии получения статуса «ведущий вуз» должны быть прозрачными. В их числе результаты образовательной и научной деятельности, привлекательность для студентов и сотрудников, сотрудничество с предприятиями. Если вуз доказал, что этим критериям соответствует, то он должен получить и право на разработку своих образовательных стандартов, и повышенный норматив финансирования образовательных программ, и возможность формировать собственную долгосрочную программу научных исследований. А ведущие вузы, в свою очередь, возьмут на себя обязанности — обеспечить высокое качество образования и исследований, разработку и распространение онлайн-курсов, поддержку региональных университетов, работу со школами и многое другое.
При таком понимании круг ведущих вузов может быть неизбежно расширен — в него войдут, например, вузы культуры и искусства.
© Высшая школа экономики/ Михаил Дмитриев
Научным исследованиям — прозрачную экспертизу
Недавно был изменен порядок предоставления университетам государственного задания на проведение научных исследований, и до сих сохраняются проблемы с получением вузами средств на выполнение научных исследований.
Для вузов эта процедура непрозрачна — непонятен механизм принятия решений. «Нашему университету исключили в государственном задании все темы по металлургии, хотя он входит по этому предмету в топ-200 вузов мира, работает в металлургическом регионе, и у нас самый большой бюджетный прием на направление подготовки «Металлургия» в России», — сообщил ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров.
Участники общего собрания предложили:
создать прозрачную национальную систему экспертизы научных исследований, в которую будут включены институты РАН, ведущие вузы, отраслевые НИИ, международные эксперты.Экспертиза должна проводиться с лагом в один год, чтобы не останавливать работу научных коллективов.
У ведущих вузов должно быть право на собственную программу научных исследований не менее чем на 5 лет, и за ее результаты они будут отвечать публикациями и своей репутацией.
Вам также может быть интересно:
Квалификации и компетенции: рынку труда нужна проактивная политика подготовки кадров
Изменения на отечественном рынке труда, связанные с дефицитом работников и технологическим обновлением многих отраслей экономики и производства, требуют более гибкой системы обучения специалистов разных профессий и подтверждения их квалификации. Об этом шла речь на Х Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций», в работе которого приняли участие президент НИУ ВШЭ Александр Шохин и научный руководитель университета Ярослав Кузьминов.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане
Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.
Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования
В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.
Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему
Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.
ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге
23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.
Проект «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ отмечает пятилетие
«Зеркальные лаборатории» — одна из флагманских программ Высшей школы экономики, направленная на развитие внутрироссийских научных партнерств. За время реализации проекта было инициировано 41 научное исследование в партнерстве с 30 региональными вузами и научными организациями. К пятилетию «Зеркальных лабораторий» приурочена серия круглых столов, которые пройдут в ВШЭ 24–25 апреля.
Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей
В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.
«Ассоциация сфокусируется на повышении международной конкурентоспособности российского высшего образования»
В Белом зале Дома Дурасова НИУ ВШЭ состоялось заседание Ассоциации «Глобальные университеты». Участники встречи приветствовали новых членов объединения, подвели итоги работы за год и наметили цели на следующий. В мероприятии принял участие министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.