Завершен заключительный этап олимпиады «Высшая проба»
С 29 января по 6 февраля в Москве и еще в 41 городе России и стран СНГ прошел заключительный (очный) этап Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба» для учеников 7-11 классов. Приглашение принять участие в заключительном этапе получили более 26 тыс. человек – на 6 тыс. больше, чем в прошлом году.
Новые рекорды
Популярность «Высшей пробы» у школьников растет с каждым годом, и в этом году установлены новые рекорды.
Количество участников отборочного этапа приблизилось к 110 тыс. человек (показатель прошлого учебного года – 87 455), общее число регистраций – порядка 220 тыс. человек (в прошлом учебном году – 178 тыс.). При этом число профилей олимпиады осталось прежним. Более 80% потенциальных участников на московской площадке приняли участие в очных состязаниях второго этапа, тогда как в предыдущие три года «явка» была около 70%.
По всем профилям, за исключением «Электроники и вычислительной техники» (его участников принимали в здании МИЭМ в Строгино), олимпиада проводилась в новом кампусе ВШЭ на Покровском бульваре. «Здесь я впервые, мне все понравилось. Красиво, аудитории приятные, – говорит 10-классник Федор Денисов из московской школы № 152, участвовавший в олимпиаде по иностранным языкам. – Я был в нескольких европейских университетах, и там похожая организация пространства. Через маленькие окошки в дверях видно, что происходит в аудиториях».
Впервые очные состязания «Высшей пробы» в этом году проведены в Сыктывкаре, в некоторых городах появились новые партнеры, как правило, из числа вузов и региональных центров по работе с одаренными детьми. Например, в Новосибирской области олимпиада раньше проводилась в Бердске – городе-спутнике Новосибирска, что было не очень удобно ребятам, а теперь ее принимает Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (НГУЭУ), расположенный в центре Новосибирска.
Организаторы и волонтеры
Больше всего участников заключительного этапа «Высшей пробы» принимает здание на Покровском бульваре – только в день проведения олимпиады по иностранным языкам, филологии и дизайну здесь побывали более 2 тыс. школьников. Все действия организаторов – сотрудников Вышки и студентов-волонтеров – строго регламентированы, и, по выражению директора по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися Тамары Протасевич, «каждый солдат знает свое место».
Придя на указанную площадку в назначенное время, каждый участник находит себя в списках, после чего волонтеры направляют его в аудиторию. Там проверяют документы (паспорт и титульный лист) и выдают задание, к выполнению которого все участники приступают одновременно. Причем задание одно и тоже для всех участников независимо от площадки, которую выбрал участник.
Когда истекает время выполнения заданий (от двух до четырех часов в зависимости от предмета), волонтеры принимают работы, снова проверив документы у каждого участника, и приносят их в штаб олимпиады. Там их шифруют, нанося на титульный лист и первую страницу индивидуальный номер, а затем титульные листы отделяются, чтобы обеспечить анонимность при проверке.
В организации олимпиады задействованы десять сотрудников Вышки и более тысячи студентов-волонтеров. Для студентов это проектная деятельность по выбору, за которую можно получить кредиты на «Ярмарке проектов», но есть такие, кто приходит и без всяких бонусов, причем в течение нескольких лет, а некоторые – даже по окончании Вышки.
Этчуэ Карл Иман Оливье – студент магистерской программы «Международные отношения: европейские и азиатские исследования», приехавший в Москву из Кот-д’Ивуар – отработал на олимпиаде волонтером четыре дня. Три дня провел в штабе (встречал участников, распределял их по аудиториям, сортировал работы), а один день в аудитории. «По-моему, среди волонтеров я единственный иностранец, – рассказывает он. – Было интересно посмотреть на российских школьников, помочь им. Они же первый раз в университете, не знают, где находятся корпуса и аудитории. В аудитории я следил за порядком, но ни одного замечания сделать не пришлось».
«Как стать студентом Вышки?»
Среди участников заключительного этапа в Москве есть те, кто приехал из других регионов (были даже из Южно-Сахалинска ), хотя можно было найти площадку поближе. Для кого-то это повод побывать в столице, кто-то нашел билеты дешевле, но в любом случае это возможность побывать в Вышке и узнать о поступлении из первых рук.
Анастасия Лихмановская – 11-классница из Абакана – прилетела в Москву на олимпиаду по дизайну в сопровождении папы на несколько дней. Сразу с самолета отправилась на лекцию «Как стать студентом Вышки?», которая проводилась для участников олимпиады, затем сходила в Пушкинский музей и в Музей современного искусства «Гараж».
На заочном этапе олимпиады Анастасия представила проект, посвященный шести человеческим фобиям. Каждую фобию она изобразила отдельном плакате – например, олицетворением аэрофобии стала лестница из букв этого слова, на верхней ступени которой стоит шатающийся человек. Задания заключительного этапа Анастасии показались сложными, так как потребовались теоретические знания, в том числе по истории искусств.
«Рада, что побывала в Вышке, – рассказывает девочка. – Это лишний стимул хорошо учиться и готовиться к поступлению. На олимпиаде очень спокойная атмосфера, волонтеры спрашивали, хорошее ли у нас настроение, и всегда охотно отвечали на вопросы. Я пришла заранее и увидела, что список участников обрывается на букве "К". Стало страшно, но тут же подошел волонтер и повесил вторую часть списка, где я сразу нашла свою фамилию».
Особые участники
В «Высшей пробе» могут принять участие школьники с ограниченными возможностями здоровья, и для них создаются особые условия. Например, для слепых детей задания печатаются шрифтом Брайля, работы они выполняют на компьютерах за более длительное время, а для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата устанавливают специальные парты. В этом году на олимпиаду по биологии пришла девочка, сломавшая правую руку накануне и не предупредившая об этом организаторов. Ей предоставили отдельную аудиторию, и ответы она набирала на компьютере.
Ольга Крылова – ученица московской школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых – участвовала в олимпиаде по иностранным языкам. Она отличница, учится в 12-м классе (срок обучения для слепых на год дольше, так как в первом классе они осваивают шрифт Брайля), и на олимпиаду ее сопровождала воспитатель. У Ольги обширное портфолио с победами на разных олимпиадах, на «Высшей пробе» по русскому языку в прошлом году она получила диплом третьей степени. В интернате она готовится к олимпиадам в кружке, организованном Центром педагогического мастерства и Высшей школой экономики.
«В Вышке стараются создать для нас все условия, – рассказывает Ольга. – На отборочном этапе возникла сложность: специальная компьютерная программа, которая озвучивает текст на экране, не распознавала задания с картинками. И тогда оргкомитет прислал нам эти задания по почте».
Ольга планирует поступать в Вышку на программу, связанную с лингвистикой или экономикой, причем экономикой она увлеклась недавно. Участвовала в Летней лингвистической школе и Летней экономической школе, которые проводит Вышка для школьников. «Нас здесь знают, хорошо к нам относятся, никого это не напрягает и не пугает. А в жизни бывает по-всякому», – добавляет она.
Участники - направо, родители - налево
Поскольку многие участники пришли на олимпиаду в сопровождении родителей, для последних в Культурном центре были организованы презентации образовательных программ и консультации приемной комиссии. Вход в Культурный центр располагается напротив входа в корпус, где проводится олимпиада, так что участники шли направо, а родители – налево.
Анастасия Хургес, мама троих детей из подмосковной Истры, на «Высшую пробу» приехала со старшей дочерью-одиннадцатикласницей. В прошлом году девочка участвовала в «Высшей пробе» по английскому и русскому языку – и на английском стала победителем.
«Победа для 10-классников при поступлении не засчитывается, так что в этом году решили попробовать еще раз, причем по трем предметам – русскому, иностранным языкам и филологии, – рассказывает Анастасия. – У дочери склонность к языкам – помимо английского учит еще испанский и французский, поступать собирается на программу "Фундаментальная и компьютерная лингвистика". Задания на "Высшей пробе" сложнее, чем на Всероссийской олимпиаде школьников – времени на выполнение мало, нужно полностью выкладываться».
Анастасия побывала на презентациях образовательных программ, но многое из того, что там рассказывали, ей уже было известно благодаря дням открытых дверей и информации из Интернета. О преимуществах Вышки перед другими вузами она говорит так: «Здесь дух какой-то другой – более свободный. Изменяющийся вуз, развивающийся, ориентированный на детей. И руководитель образовательной программы нам очень понравился».
Протасевич Тамара Анатольевна
Дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися: Директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися
Вам также может быть интересно:
В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения победителей олимпиады DANO
18 декабря в Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения победителей и призеров четвертого сезона Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Чтобы выйти на сцену Большого зала, герои торжества проделали серьезный путь: два отборочных этапа, задачный и проектный туры заключительного этапа.
Более 47 000 нормативов технологической грамотности сдали участники ТехноГТО
Определены победители первого Всероссийского марафона сдачи нормативов технологической грамотности ТехноГТО. За месяц участники марафона сдали 13 845 нормативов по кибербезопасности, электронике, применению беспилотников, фактчекингу и др., всего в рамках проекта сдано уже более 47 000 нормативов. ТехноГТО является частью Национальной технологической олимпиады (НТО) и реализуется Кружковым движением Национальной технологической инициативы (НТИ) совместно с президентской платформой «Россия — стана возможностей» при поддержке НИУ ВШЭ, «Движения первых» и Росмолодежи.
Более 1300 школьников стали победителями и призерами НТО Junior
Завершился шестой сезон трека Junior Национальной технологической олимпиады (НТО), проектный офис которой работает в НИУ ВШЭ. Победителями и призерами соревнований стали 1320 учащихся 5–7-х классов из 69 регионов Российской Федерации. В 2024 году в НТО Junior приняли участие более 24 тысяч школьников, всего за время проведения юниорский трек олимпиады охватил больше 140 тысяч учащихся со всей России и из ряда зарубежных стран.
Успеть за 96 часов: до окончания регистрации на «Высшую пробу» осталось 4 дня
Олимпиада проводится по 30 профилям. Из них 28 включены в перечень олимпиад школьников на текущий учебный год — дипломанты из 11-х классов получат право поступления в вузы БВИ или 100 баллов ЕГЭ по профильному предмету. Два новых профиля — «Промышленное программирование» и «История искусств». Хотя регистрация завершится 5 ноября в 14:00 (мск), не стоит откладывать ее на последний день.
«Высшая проба» и «Высший пилотаж» для будущих инженеров
Более десяти лет в Высшей школе экономики существует инженерное крыло — Московский институт электроники и математики. Находить и поддерживать талантливых школьников, ориентированных на поступление на его образовательные программы, помогают интеллектуальные состязания по инженерному делу, организованные НИУ ВШЭ. Рассказываем, в чем их особенности, как принять в них участие и какие преференции получают их дипломанты при поступлении в МИЭМ.
Высшая школа экономики представляет шесть направлений олимпиады «Я — профессионал»
«Я — профессионал» — олимпиада для студентов со всей страны, открывающая доступ к миру возможностей: бонусы при поступлении в магистратуру Вышки, стажировки в партнерских компаниях (Яндекс, ВТБ, Сбер, РЖД и другие), денежные призы. VIII сезон соревнований предлагает участникам более 70 разнообразных направлений для проверки знаний и навыков. Высшая школа экономики является вузом-организатором шести из них: «Экономика», «Социология», «Урбанистика», «Бизнес-информатика», «Журналистика» и «Дизайн».
«Высшая проба» по промышленному программированию: как подготовиться и принять участие
В этом учебном году на олимпиаде «Высшая проба» появился новый профиль для учеников 9–11-х классов — «Промышленное программирование». Его соорганизатор — «Яндекс». О том, на кого рассчитан профиль, какие задания будут предложены и что необходимо для победы, в интервью «Вышке.Главное» рассказал руководитель Яндекс Лицея Александр Паволоцкий.
На олимпиаде «Высшая проба» появился новый профиль — «История искусств»
В 2024/25 учебном году олимпиада по этому профилю пройдет впервые. Она рассчитана на учеников 9–11-х классов, которым интересно искусство разных эпох и которые планируют свое профессиональное развитие в сферах, связанных с искусством, — науке, музейной работе, художественной критике и других.
Перед участниками Всероссийского кейс-чемпионата откроется новое окно возможностей
Всероссийский кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству, регистрация на который продолжается до 3 октября, проводится при поддержке Сбера. Всех, кто планирует принять в нем участие, в этом году приглашают также зарегистрироваться на Школьный акселератор Сбера. А участников Школьного акселератора ждут в составе команд Всероссийского кейс-чемпионата. Рассказываем, в чем заключается интеграция кейс-чемпионата и акселератора, какие преимущества она дает.
DANO: пять причин принять участие в Национальной олимпиаде по анализу данных
Стартовала регистрация на DANO — олимпиаду для всех, кому нравится аналитика, математика и информатика. Заявки принимаются до 2 октября. Заполнить регистрационную форму и узнать подробности можно на сайте. В прошлом году состязание объединило тысячи участников со всей России. Лучшие из них получили преференции при поступлении в ведущие вузы, а также возможность стажироваться в одной из крупнейших экосистем страны.