• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Культурный код Поднебесной: как вести бизнес в Китае

Культурный код Поднебесной: как вести бизнес в Китае

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

К 2035 году Китай обгонит США по размеру ВВП и станет крупнейшей экономикой мира. Сегодня в этой стране свыше 108 млн предпринимателей и 50 млн промышленных предприятий. В прошлом году рост экономики составил 4,8%. Это открывает уникальные возможности для российских компаний. Как выйти на один из самых перспективных рынков, рассказали эксперты Вышки.

Экспертный клуб НИУ ВШЭ «Восточная перспектива» провел бизнес-сессию «Китай: пять шагов выхода на рынок, которые принесут прибыль». Клуб создан экспертами Вышки для обсуждения инструментов, трендов и инсайтов по сотрудничеству России со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки. Перед участниками выступили эксперты, имеющие успешный опыт работы на китайском рынке. Модератором встречи стал заместитель директора Дирекции по маркетинговым коммуникациям НИУ ВШЭ Дмитрий Чубаров.

Дмитрий Чубаров
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

О возможной стратегии работы с бизнес-сообществом Китая и GR рассказал управляющий директор Управления международного многостороннего сотрудничества и интеграции РСПП, координатор участия российского бизнеса в «Деловой двадцатке», исполнительный секретарь, член президиума Делового совета ЕАЭС Сергей Михневич. Прежде всего он отметил, что Китай для России является крупнейшим торговым партнером, но объем торговли довольно концентрирован и по большей части завязан на одном-двух крупных проектах. Вместе с тем у нас в стране на данный момент наблюдается дефицит хороших экспертов-китаистов. Даже количество россиян, знающих китайский язык и изучающих эту страну, за последние годы заметно сократилось.

Спикер отметил ряд маркеров китайского подхода к рынку, связанного с учетом национальных особенностей, то есть с адаптацией иностранного опыта к собственным реалиям и возможностям. Ключевую роль он отводит правительству КНР, так как в стране сохраняются определенные атрибуты социализма, что влияет в том числе и на систему развития китайской экономики и различных способов управления ею. Прежде всего китайский рынок — это рынок жесткой конкуренции с директивными методами управления.

Сергей Михневич
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

«Несмотря на то что в течение 10–12 лет в КНР делается большая ставка на увеличение роли внутреннего рынка в качестве драйвера экономики, экспорт также играет колоссальную роль. При этом очень многие компании выходят на китайский рынок не для того, чтобы реализовывать свою продукцию, а для того, чтобы использовать производительные возможности этой страны, а затем экспортировать товары на целевой рынок, будь то Российская Федерация или страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Примеров таких довольно много в самых разных секторах экономики, потому что потребности Китая в импорте действительно очень велики», — рассказал он.

По мнению эксперта, в настоящее время Китай испытывает потребность в таких направлениях, как зеленое развитие, обеспечение устойчивости цепей поставок товаров и сырья, формирование новых динамичных и стабильных рынков сбыта.

Профессор факультета мировой экономики и мировой политики, руководитель образовательных программ НИУ ВШЭ «Бизнес с Востоком» Наталья Гусева представила образовательные программы «Восточной перспективы» для предпринимателей, работающих со странами Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Индо-Тихоокеанского региона.

Флагманская пятимесячная программа «Восточная перспектива: стратегия и тактика построения бизнеса» объединяет в себе опыт и практики выхода на новые рынки развитых стран Глобального Востока. Интенсивная трехмесячная программа «Восточная перспектива: основы построения бизнеса» направлена на получение практико-ориентированных знаний по развитию бизнеса, запуску международных проектов в различных секторах экономики со странами Глобального Востока.

Трехнедельная программа «Восточная перспектива: практика построения бизнеса в Китае» сфокусирована на знаниях, стратегиях и практиках построения успешного бизнеса в этой стране.

Наталья Гусева
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

«Мы хотим дать слушателям новые знания и поделиться успешными кейсами, а иногда и провальными кейсами, когда компания из-за ошибок теряет десятки и сотни тысяч, а то и миллионы. Очень важно понимать, с какой стратегией вы собираетесь выходить на рынок Китая и как вы собираетесь там конкурировать, — подчеркнула Наталья Гусева. — Например, почему говорят только о том, как экспортировать продукцию? Почему бы не создать местное предприятие? Почему не сделать прямые иностранные инвестиции? Почему бы не подумать о моментах лицензирования или франчайзинга в зависимости от специфики продукции или оказываемых услуг?»

Об особенностях китайского рынка рассказала Анастасия Наседкина, основатель китайского маркетингового агентства Mates-China.com, автор образовательных курсов по рекламным площадкам Китая Baidu, WeChat, Weibo, Douyin (Ocean Engine). По ее словам, есть ряд существенных отличий от российского и европейского рынков, которые необходимо понимать. Например, китайцы в большинстве случаев торгуют и ведут дела через мобильники, а не со стационарного компьютера, поэтому для выхода на китайский рынок компании не нужен сайт: его функционал заменит официальный аккаунт WeChat. По этой же причине серьезными инструментами развития бизнеса там являются социальные сети. Аналоги WhatsApp, FB, Inst и VK, которые используются в Китае: WeChat, Weibo, Douyin, Kuaishou, QQ.

Иностранной компании обязательно нужно зарегистрировать юридическое лицо — это даст возможность продвигать бренд без строгих ограничений. К тому же наличие юрлица повышает лояльность аудитории. Верифицированный аккаунт WeChat обеспечит кредит доверия даже молодой компании: аккаунты юрлиц строго проверяют, и это занимает до полугода.

Одна из самых популярных онлайн-платформ для просмотра и обмена короткими видео — Douyin, китайская версия TikTok. Ее аудитория очень разнообразна: примерно 60% пользователей в возрасте от 18 до 35 лет, следом идет аудитория 35–50 лет. Платформа популярна в различных регионах Китая, при этом значительная часть пользователей приходится на города первого и второго уровня, то есть на развитые и богатые провинции. На платформе есть встроенный магазин Douyin Shop, где можно продавать товары при наличии зарегистрированной торговой марки.

Кроме того, в стране популярны прямые трансляции, которые ведутся официальным аккаунтом бренда. Уже в 2021 году они составляли 57% от всех трансляций на платформе Douyin. Контент на этих аккаунтах составляют простые и короткие ролики, редактирование которых сводится в основном к добавлению фоновой музыки и эффектов.

Анастасия Наседкина
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Выход на китайский рынок должен всегда начинаться с исследования, отмечает Анастасия Наседкина. Нужно провести анализ спроса целевой аудитории, конкурентов, а также экономического и политического ландшафта. Важно также оценить присутствие бренда в цифровой среде, адаптацию продукта и услуги к местным предпочтениям, возможность обеспечения быстрой и беспроблемной оплаты покупки через местные сервисы.

Кроме того, важно обращать внимание на национальные правила ведения переговоров. Тут важна строгая иерархия по возрасту и положению, стремление китайцев «не потерять лицо», а также культурные различия с западными взглядами на такие темы, как мировоззрение, отношения, семья и прочее.

«Когда вы выходите на китайский рынок и нанимаете там сотрудников, вам с ними надо как-то выстраивать взаимодействие, и важно либо иметь человека, который понимает все эти культурные отличия и особенности и может выстроить коммуникацию, либо погружаться самостоятельно и таким образом выстраивать команду в Китае. Китайский рынок довольно сложный, но при должной подготовке и понимании, при правильной стратегии можно выйти на него и закрепиться за один-два года», — резюмировала она.

В заключение модератор мероприятия Дмитрий Чубаров еще раз пригласил слушателей бизнес-сессии пройти образовательные программы Вышки, посвященные Востоку. Он подчеркнул, что экспертиза и кейсы, о которых пойдет речь, будут основаны не на абстрактных учебниках, а на ежедневной успешной практике как российских, так и международных компаний.

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ открывает магистерскую программу двух дипломов с китайским вузом RIEM SWUFE

В январе 2025 года НИУ ВШЭ и Юго-Западный финансово-экономический университет (Southwestern University of Finance and Economics, SWUFE) подписали договор о сотрудничестве по реализации магистерской программы двух дипломов в рамках программ «Финансовая экономика» в МИЭФ и “Master’s in Finance” в SWUFE. Студенты получат опыт обучения в двух странах, сочетая лучшие образовательные традиции России и КНР. Контрпартнер МИЭФ — Исследовательский институт экономики и менеджмента RIEM (Research Institute of Economics and Management), созданный в SWUFE в 2006 году.

ВШЭ укрепляет международные связи: встречи с делегациями вузов Китая и Киргизии

24 января в кампусе НИУ ВШЭ на Покровке ректор Никита Анисимов и представители ключевых подразделений и международного блока Вышки встретились с делегациями из Южно-китайского педагогического университета и Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына. Стороны обсудили возможности для развития сотрудничества по различным направлениям.

«Нужно иметь знания, навыки и компетенции, чтобы построить успешный бизнес на рынках Востока»

Экспертный клуб НИУ ВШЭ «Восточная перспектива» провел первое мероприятие — бизнес-сессию, посвященную запуску и развитию успешного бизнеса в Индии. Клуб был создан экспертами Вышки для обсуждения инструментов, трендов и инсайтов по сотрудничеству России со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки. Перед участниками выступили эксперты, имеющие многолетний успешный опыт работы на индийском рынке в интересах крупнейших мировых корпораций.

Карта сокровищ страны миллиарда шансов

23 января состоится первое мероприятие экспертного клуба НИУ ВШЭ «Восточная перспектива» — бизнес-сессия, посвященная запуску и развитию успешного бизнеса в Индии. Ведущие мировые эксперты сегодня называют эту страну рынком миллиарда шансов. Спикеры представят слушателям пять главных шагов при изучении рынка, топ-3 эффективных стратегий и географию самых перспективных отраслей и возможностей.

Как личная креативность и стремление к инновациям способствуют развитию бизнеса в России и в Китае

20 декабря на факультете экономических наук ВШЭ состоялся Третий российско-китайский семинар «Инновации и инновационность», организованный совместно со Школой экономики Шанхайского университета. На семинаре выступили по трое сотрудников и аспирантов от каждого учебного учреждения. Участники обсудили факторы, которые влияют на инновационность компаний, роль руководителей в инвестициях в R&D и последствия цифровой трансформации.

Россия и Китай: в НИУ ВШЭ разработана новая траектория сотрудничества

В НИУ ВШЭ разработан уникальный подход к измерению человеческого благополучия, который открывает новые возможности для международного сотрудничества. На форуме в Казани «РОСТКИ: Россия и Китай — взаимовыгодное сотрудничество» представители НИУ ВШЭ — проректор и инициатор НЦМУ «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала» Лилия Овчарова и заместитель проректора НИУ ВШЭ Мария Нагерняк — подчеркнули важность интеграции усилий двух стран.

МИЭМ ВШЭ и Нанкинский университет обсудили совместные проекты в области инженерных наук

Развитие сотрудничества в области инженерных наук стало ключевой темой в ходе очередного визита делегации Нанкинского университета (Nanjing University) в Высшую школу экономики. В этот раз гостей принималМосковский институт электроники и математики имени А.Н. Тихонова (МИЭМ) НИУ ВШЭ.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

Вышка договорилась о более тесном сотрудничестве с ведущими университетами Китая

Делегация НИУ ВШЭ совершила рабочий визит в КНР, посетив ведущие университеты страны в городах Ханчжоу, Нанкин и Шанхай. В Китай отправились представители нескольких подразделений Вышки: Международного института экономики и финансов, факультета компьютерных наук, факультета географии и геоинформационных технологий, Института образования и Управления международного партнерства НИУ ВШЭ. В каждом из вузов обсуждения касались расширения взаимодействия по уже имеющимся направлениям сотрудничества, а также поиска и создания новых инициатив и проектов.

Вышка и Пекинский институт математических наук и приложений подписали соглашение о сотрудничестве

Высшая школа экономики совместно с китайскими партнерами будут реализовывать научный проект «Геометрия и физика», победивший в проведенном ВШЭ конкурсе «Международное академическое сотрудничество». От НИУ ВШЭ действует Международная лаборатория зеркальной симметрии и автоморфных форм. Пекинский институт математических наук и приложений (BIMSA) представлен группой известных математиков, включая обладателей Филдсовской премии.