Учебники «Медиаграмотность и медиабезопасность», подготовленные в Вышке, вошли в Федеральный перечень
По итогам заседания Научно-методического совета по учебникам Минпросвещения России учебники «Медиаграмотность и медиабезопасность» для 5–6-х и 7–9-х классов включены в Федеральный перечень учебников. Они являются частью курса «Медиаграмотность и медиабезопасность» для средней школы, разработанного Проектно-учебной лабораторией медиакоммуникаций в образовании факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.
Курс «Медиаграмотность и медиабезопасность» для средней школы создан на основе опыта сотрудничества с московскими медиаклассами. «Когда мы начали работать со столичными десятиклассниками, учениками медиаклассов, стало понятно: многие из них не владеют даже базовыми понятиями, связанными с медиа, и не очень разбираются в том, как влияет информационная среда на нашу жизнь, — говорит автор учебников, заведующий лабораторией Александр Милкус. — Например, большинство ребят искренне считали, что, если новость или статья в энциклопедии опубликованы в интернете, это точная, проверенная информация. А если так считают те, кто выбрал для дальнейшего обучения медиаспециальности, то что же тогда в голове у остальных? Стало понятно, что обучать основам медиаграмотности и медиабезопасности нужно не в старшей школе, а существенно раньше, хотя бы в средней».
Была и еще одна причина для подготовки курса, говорит Александр Милкус. Во многих постсоветских странах в 2019–2021 годах выпущены пособия по медиаграмотности для школьников и студентов. «Но профинансированы они были иностранными организациями, ныне запрещенными в России, и имеют вполне четкую антироссийскую составляющую. При этом учебники изданы и на национальных языках, и на русском языке. Знаю, что некоторые российские медиапедагоги в отсутствие отечественного курса скачивали их и использовали на своих уроках», — рассказал он.
Кроме того, нужно было определиться с терминами. В России есть несколько подходов к медиаобразованию. Разные педагоги вкладывают различные смыслы в понятия «информационная безопасность», «медиабезопасность», «цифровая безопасность» и так далее. Необходимо привести их к общему знаменателю.
Александр Милкус
Разрабатывая концепцию курса, авторы исходили также из того, что именно в средней школе дети с головой погружаются в социальные сети, пользуются материалами, размещенными далеко не всегда на корректных информационных платформах. «Важно было им объяснить, как создается медиапродукт, какие приемы используются для того, чтобы фейки воспринимались как правда, — поясняет Александр Милкус. — А еще как злоумышленники используют когнитивные особенности восприятия человеком визуальной и вербальной информации для достижения своих целей. Каким образом на восприятие картинки, текста, видео влияют цвет, свет, шрифт, композиция, монтаж кадров. И конечно, заложить понимание ответственности при публикации собственного контента».
Екатерина Бирюкова
Разработанный лабораторией курс включает, кроме учебников, методические рекомендации для учителей, написанные заместителем заведующего лабораторией, специалистом по педагогическому дизайну Екатериной Бирюковой, и поурочное планирование из расчета 34 урока в течение учебного года.
Курс пока не включен в основную программу для средней школы. Предполагается, что школы будут его вести за счет часов внеурочной деятельности, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом. Кроме того, курс сконструирован так, что многие темы учителя могут использовать для расширения кругозора учеников на уроках истории, литературы, русского языка, информатики, обществознания.