• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты ВШЭ и антимонопольные ведомства БРИКС проанализировали глобальный рынок зерна

Эксперты ВШЭ и антимонопольные ведомства БРИКС проанализировали глобальный рынок зерна

Фото: bricscompetition2025.co.za

Международный центр конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ представил научный доклад «От фермы к фьючерсам: конкуренция, финансиализация и цифровизация в глобальных цепочках создания стоимости зерна». Документ подготовлен в рамках экспертной поддержки Рабочей группы БРИКС по исследованию вопросов конкуренции на продовольственных рынках. Презентация прошла на академической конференции «Новые вызовы в области конкурентного права и политики в странах БРИКС и в мире» 12 сентября в Кейптауне (Южная Африка), которую Центр БРИКС организовал с Кейптаунским университетом на полях IX Международной конференции по конкуренции БРИКС.

Рынок торговли зерном сегодня — это не только основа продовольственного обеспечения десятков миллионов людей, особенно в странах Глобального Юга. Это и ключевой источник дохода для фермеров, сельскохозяйственных производителей и инфраструктурных операторов в экспортоориентированных государствах, таких как, например, Россия и Бразилия. Доклад стал первой попыткой провести совместно с антимонопольными ведомствами БРИКС анализ зернового рынка и призван усилить координацию деятельности регуляторов в сельскохозяйственной сфере.

Исследование предлагает инновационный подход к анализу рынка с точки зрения глобальных процессов. В отличие от традиционного антимонопольного подхода, сосредоточенного на горизонтальной конкуренции, акцент смещается на вертикальную — взаимодействие между разными уровнями цепочки поставок: от производителей и трейдеров до инфраструктурных операторов и финансовых посредников. Особое внимание в докладе уделено деятельности глобальных зерновых трейдеров в условиях экономических и технологических трансформаций на рынках стран БРИКС.

Глобальный рынок зерна продолжительное время находится под контролем олигополии крупнейших аграрных трейдеров группы ABCD+ (ADM, Bunge, Cargill, Louis Dreyfus Company + COFCO, Olam и др.). Такая концентрация рыночной власти, а также определенные структурные особенности этого рынка делают его уязвимым к ценовым колебаниям и различного рода спекулятивному поведению, что негативно сказывается как на деятельности производителей зерна, так и на потребителях зерна в странах БРИКС, создает риски как для глобальной продовольственной безопасности, так и для устойчивости экономического развития АПК в странах объединения.

Исследователи центра отметили и описали несколько важнейших трендов, которые сегодня оказывают прямое влияния на фермеров, потребителей и зерновую торговлю во всем мире. В первую очередь это финансиализация, то есть плотная связка финансовой и торговой инфраструктуры. Зерновая торговля все чаще сопровождается финансовыми спекуляциями, влияющими на глобальное ценообразование. Зернотрейдеры вовлечены в масштабные теневые банковские операции, которые становятся для них более прибыльными, чем сама торговля зерном. Это явление остается вне поля зрения традиционного антимонопольного анализа. При этом даже инструменты, изначально предназначенные для хеджирования рисков, все чаще используются не по назначению: вместо управления волатильностью они становятся прикрытием для чисто спекулятивных манипуляций.

Финансовая активность трейдеров становится возможной благодаря информационной асимметрии — доступу к эксклюзивным данным, которых нет у других участников рынка. По мере того как группа ABCD+ усиливает контроль над логистикой и инфраструктурой, их информационное преимущество только растет. Эти данные трейдеры собирают у участников товаропроводящей цепочки — как у фермеров, так и у локальных сетей и потребителей, — превращая владение инсайдами в ключевой инструмент спекулятивной деятельности.

Фото: iStock

Цифровые платформы усиливают этот тренд. Зерновые трейдеры получают через них большие объемы информации о потоках, запасах и ценах. При этом их технологические решения де-факто создают благоприятную среду для согласованной экономической деятельности и ценового сговора, по сути позволяя трейдерам выступать в роли квазикартеля. Платформы вроде Covantis и TRACT уже помогают трейдерам группы ABCD+ координировать экономическую деятельность и ограничивать конкуренцию со стороны национальных и региональных игроков, зачастую вне поля зрения антимонопольных органов стран БРИКС.

Следующий тренд — рост корпоративной связанности и кооперации между глобальными трейдерами, в том числе через одновременное участие в них институциональных инвесторов. Формируется особый тип взаимодействия — co-opetition (кооперация в условиях конкуренции). Несмотря на борьбу за прибыль и рыночную долю, компании совместно инвестируют в инфраструктуру и согласованно контролируют цепочки поставок. В докладе впервые представлены уникальные схемы корпоративных связей и участия стратегических инвесторов в структуре работы и управления трейдеров ABCD+.

На этом фоне исследователи предлагают странам БРИКС выработать скоординированный антимонопольный ответ и вовлечь антимонопольных регуляторов в проектирование Зерновой биржи БРИКС как единой площадки с прозрачным ценообразованием и открытыми и понятными механизмами хеджирования, необходимыми для эффективной организации торговой работы. Создание Зерновой биржи было инициировано лидерами стран БРИКС. При правильной реализации это может стать шагом к снижению ценовой волатильности, повышению прозрачности ценообразования и качества рыночной конкуренции на глобальном рынке зерна.

Авторы доклада отмечают, что для успешного функционирования биржи критически важно устранить информационную асимметрию, особенно в части данных о запасах зерна в ключевых логистических узлах, которыми сейчас располагают исключительно глобальные трейдеры. С помощью антимонопольных мер можно обязать их раскрывать такую информацию, что снизит возможности для спекуляций и обеспечит более инклюзивную и устойчивую работу будущей биржи.

Алексей Иванов

Алексей Иванов, директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС, профессор факультета права НИУ ВШЭ, объясняет: «Исторически зерновой рынок контролировался преимущественно административными методами, особенно до 70–80-х годов XX века. Позже усилилось влияние рыночных механизмов и приватизации, однако антимонопольное регулирование развивалось слабо. Рынок зерна оказался в серой зоне между государственным управлением и свободным рынком, что создало условия для появления крупных игроков с огромной рыночной властью. Опыт антимонопольных органов в цифровой сфере показал, что пассивность регуляторов ведет к усилению доминирования и злоупотреблений. Сегодня регуляторы во всем мире уже активно вовлекаются в регулирование цифровой сферы. Этот урок применим и к рынку зерна, и пока не поздно, мы призываем ведомства обратить более пристальное внимание на зерновые рынки и на деятельность глобальных зерновых трейдеров в частности. Один из выводов нашего доклада заключается в том, что та проактивная позиция, которую сегодня занимают антимонопольные ведомства в цифровой сфере, должна быть транслирована и на сельскохозяйственные рынки».