«Найти то, в чем ты лучше других»
Олег Гуськов, выпускник Международного института экономики и финансов ВШЭ, владелец принципиально новой для рынка России компании «Mixville», считает, что предпринимателей отличает, прежде всего, желание рисковать, выходить за привычные рамки.
— Олег, решение поступить в тот или иной вуз обусловлено различными факторами. Кто-то выбирает профессию, кто-то преподавателей, кто-то идет за компанию с друзьями. А чем руководствовались вы, поступая в МИЭФ?
— В моем случае все решила репутация МИЭФ. Туда я стремился попасть, поскольку грезил на тот момент финансовым образованием, биржами, маклерами, трейдерами и всем, что с этим связано. МИЭФ предлагал поистине широкие возможности. Кроме выдающихся преподавателей и интересной программы, студенты получали возможность окунуться в англоязычную среду и за четыре года получить сразу два диплома — Лондонской школы экономики и Высшей школы экономики.
Окончательный выбор был сделан в одиннадцатом классе, поэтому готовиться к сложным экзаменам пришлось в спешном порядке. Репетиторы, книжки, бессонные ночи и кофеин. И так полгода. Мартовскую Олимпиаду, к сожалению, я завалил. Пришлось проходить проверку на прочность на вступительных экзаменах. Все закончилось хорошо, я набрал 33 балла из 37 и поступил.
— Какой преподаватель вам особенно помнится?
— Могу выделить, пожалуй, Доминика Рубина, «семинариста» по курсу интеллектуальной истории Европы. Преподнести сложные философские идеи в интересной и необычной манере студентам, которые далеки от гуманитарных дисциплин, по-моему, под силу только выдающемуся учителю.
— Что вы оцениваете, как наиболее полезное приобретение за годы учебы в МИЭФ?
— На мой взгляд, благодаря учебе в МИЭФ я приобрел несколько важных навыков. Первый — мультизадачность. Действительно, в бешеном ритме жизни здесь нужно держать в голове одновременно десятки задач, дюжины решений, что, на мой взгляд, одно из фундаментальных качеств бизнесмена. Второе — напористость, умение прогрызать асфальт и идти до победного конца, поглядывая на трудности свысока. Ну и, наверное, пресловутой изворотливости и креативности, поскольку на МИЭФ линейные и очевидные подходы работают слабо, особенно если занимаешься чем-то вне учебы. И, конечно, на факультете я нашел большое количество интересных личностей, многие из которых стали моими лучшими друзьями, а некоторые — партнерами по бизнесу.
— Когда вы начали работать? Как родилась идея создания собственного бизнеса?
— Идея первого бизнеса была, пожалуй, вымученной. Первый курс, столица, хочется посетить много разных мест, а денег явно не хватает. Я создал бизнес, связанный с поставками зерна из Украины и Казахстана. В какой-то момент между мной и контрагентами был подписан контракт на сумму 90 тысяч долларов, и тогда я понял, что такое свой бизнес. Потом был бизнес в области строительных материалов, рекламное агентство, вновь зерно, и, наконец, «Mixville».
Идея «Mixville» пришла после беглого взгляда на скупые полки шоколадных плиток в магазине. Сначала подумал выпустить 5-6 новых наименований шоколада с добавками, которых попросту не существует. Потом решил, а зачем ограничивать себя и других 5-6 видами шоколада, если фантазия человека безгранична, а потребности очень индивидуальны. Так появился сервис, благодаря которому, каждый желающий может самостоятельно создать себе плитку шоколада, добавляя различные ингредиенты. Сейчас при создании шоколада можно выбрать любые из более чем 120 добавок, от традиционных до самых экзотических, таких как морская соль или кумкват. Время шло, у нас появлялось все больше клиентов, заказы сыпались днем и ночью, и тогда мы поняли, что позволив клиенту создавать продукт в соответствии со своими потребностями, попали в точку.
В настоящий момент мы занимаемся производством не только шоколада, но еще и французских пирожных macarons и натуральной гранолы. Идет активное развитие взаимодействия с корпоративными клиентами, ведь наш продукт — это отличные подарки партнерам и друзьям. Я вижу большой потенциал в этом бизнесе, поэтому все свое время посвящаю ему. Что будет дальше? Покажет время. Но, благодаря «Mixville», в свои 21 я могу многое рассказать о сложностях и преимуществах строительства бизнеса с нуля.
— Какова ваша покупательская аудитория? Как вы выстраиваете ценовую политику?
— Безусловно, знание аудитории позволяет прочнее освоить нишу, гораздо более эффективно использовать ресурсы. С недавнего времени мы используем простой статистический анализ для того, чтобы систематизировать нашу аудиторию, выделять в ней группы и работать с каждой из них по несколько отличающимся сценариям. Подобная работа не могла быть проделана без знаний в сфере маркетинга, полученных в стенах ВШЭ. По поводу ценовой политики — продукты рассчитаны на все слои населения, это не только забава для обеспеченных людей. Цена на наши пирожные ниже, чем средний прайс на данный продукт по Москве, а порция мюсли обходится дешевле, нежели порция гранолы в ритейлах премиум класса. Не стоит забывать, что речь идет о продуктах ручной работы со сроком изготовления и доставки не более 24 часов.
— Как вы оцениваете перспективы развития вашего бизнеса на российском рынке?
— Мы, по сути, открыли новый рынок в России, рынок индивидуальных продуктов питания. Это новая модель потребления. Человек заходит на сайт с ноутбука или мобильного устройства, выбирает продукт с теми ингредиентами, которые хочет, мы доставляем готовый заказ через 24 часа. Нет траты времени на поход в магазин, очереди и прочее, никакой диктатуры со стороны брендов, никаких добавок и консервантов. Рынок новый, поэтому говорить о долгосрочных тенденциях пока не приходится. Мы предлагаем своим клиентам попробовать европейскую модель продуктов, а брендам — дать возможность выбирать поистине смелые и уникальные подарки.
— На ваш взгляд, каковы перспективы электронного бизнеса в России?
— Рынок электронной коммерции растет примерно на 18-20 процентов в год, некоторые лидеры рынка удваивают и утраивают продажи по итогам года, появляются новые игроки, стремительно захватывающие новые рынки, быстро развиваются платежные системы. Думаю, эти факты дают ответ на ваш вопрос. Ни для кого уже не диковинка увидеть 60-летнего человека в метро с электронной книгой или заказывающего недельный запас еды к себе домой. Мнения и системы потребления меняются крайне быстро. И я уверен, российский рынок продолжит американский путь развития электронной коммерции, где вы можете открыть свой банковский счет с телефона, провести транзакцию, заказать еду на вечер и оплатить месячные счета всего лишь парой кликов. Да, есть ряд проблем в плане законодательства, логистики, доверия кредитным картам. Но это не говорит об отсутствии перспектив.
— И напоследок: какие качества необходимы для того, чтобы быть успешным в бизнесе?
— Самое главное, я считаю, найти то, в чем ты лучше других. Чтобы быть успешным, нужно понять, в чем твое предназначение. А бизнес — это предназначение для трех-четырех процентов населения планеты. У кого-то, в свою очередь, получится стать выдающимся экономистом или банкиром, сделать головокружительную карьеру в сфере маркетинга или юриспруденции. У каждого своя дорога. На мой взгляд, предпринимателей отличает, прежде всего, доля авантюризма, желание рисковать, выходить за привычные рамки. Без этого вряд ли появится желание покидать теплое насиженное место у работодателя. Во-вторых, напор и наглость в какой-то мере, ведь достаточно глупо надеяться на то, что все удастся с первого раза и двери везде будут открыты. Ну и, в-третьих, коммуникабельность, открытость, позитивный взгляд на вещи.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Вышка и компания Simulizator разработали образовательный тренажер «Финансовый эксперт»
НИУ ВШЭ совместно с российской компанией Simulizator разработали образовательный тренажер «Финансовый эксперт». В основе решения — обучающая компьютерная игра, позволяющая формировать профессиональные компетенции у специалистов, занимающих разные должности, — от бухгалтера до финансового директора. Тренажер моделирует профессиональные задачи и финансово-экономическую деятельность группы компаний с общими бизнес-процессами, целями и ресурсами. Сейчас этот проект апробируется на программах ДПО НИУ ВШЭ.
Зачем нужна цифровизация бизнеса и как она влияет на экономику
Онлайн-кампус НИУ ВШЭ запустил новый курс «Цифровая трансформация бизнеса: информационные системы и технологии» на портале «Открытое образование». Он посвящен современным методам цифровизации бизнеса и будет полезен тем, кто хочет узнать больше о бизнес-информатике. Подробнее об обучении рассказал кандидат физико-математических наук, доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Василий Корнилов.
Вышка приняла участие в московском Дне экономиста для студентов
Около 300 учащихся экономических специальностей 13 ведущих московских вузов приняли участие в Дне экономиста для студентов. В открытом диалоге об экономике и ее будущем принял участие ректор НИУ ВШЭ, а команда студентов Вышки заняла третье место в интеллектуальной командной викторине «Игры разума».
«Надо комбинировать собственные разработки и импортозамещение»
В рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества состоялся круглый стол кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ «Адаптация российской экономики к новым вызовам». Эксперты обсудили задачи, которые стоят перед государством и бизнесом в текущих условиях.
Не хуже, чем у других: зависть как драйвер экономического роста
Классическая экономическая теория предполагает, что все экономические агенты полностью эгоистичны и рациональны в максимизации собственного материального благополучия, на них не влияют внешние факторы. Следовательно, экстерналии никак не учитываются при построении экономических моделей. Однако ряд социологов настаивает на пересмотре современной экономической теории и учете моральных аспектов поведения экономических агентов. Наблюдениями и успехами в создании собственной экономической модели с учетом зависти на XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции поделился профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Кирилл Борисов.
В Вышке обсудили структурную трансформацию и драйверы устойчивого роста российской экономики
Российская экономика продемонстрировала высокую устойчивость к беспрецедентному внешнему давлению и сумела в значительной степени адаптироваться к новым условиям. Уже в этом году она может перейти от спада к росту. О том, где найти для этого драйверы и ресурсы, шла речь на пленарной сессии «Экономика России под санкциями: от адаптации к устойчивому росту» XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции, которая проводится в НИУ ВШЭ в рамках Десятилетия науки и технологий. Участие в ее работе принял министр экономического развития РФ Максим Решетников.
От устойчивости к развитию в эпоху перманентных кризисов
Как глобальные кризисы влияют на процессы принятия решений? Какие проблемы приобрели повышенную значимость в прикладной экономической науке в последнее десятилетие? Об актуальных темах современных финансовых исследований в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции рассказал в своем докладе ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук Александр Карминский.
Распределение доходов и стоимости жизни по типам поселений оказались схожими в России и США
В Научно-учебной лаборатории измерения благосостояния факультета экономических наук НИУ ВШЭ проанализировали данные о доходах и стоимости жизни на местном уровне в России (муниципалитеты) и США (округа). Исследование показало, что для России характерны более существенные территориальные различия в стоимости жизни, чем в США. При этом распределения общего объёма доходов между поселениями разного размера в обеих странах довольно близки. Статья опубликована в «Экономическом журнале Высшей школы экономики».
«Деньги — это уникальный социально-экономический феномен, сравнимый по значимости с феноменом использования огня, колеса или языка»
Деньги тесно взаимодействуют с материальным и интеллектуальным богатством общества, нарушение этого взаимодействия чревато кризисами. Профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Александр Смирнов в интервью HSE Daily рассказал о природе денег, о необходимости инвестиций, в том числе в долговые инструменты, а также о работе с иностранными учеными в советское время, о своем видении научного и образовательного пространства и участии в создании Вышки.
В Санкт-Петербурге научились предсказывать курс акций на неделю вперед по новостям в СМИ
Ученые из НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и ВТБ разработали первый для российского рынка алгоритм, позволяющий предсказывать колебания котировок акций на основе анализа новостного потока — STTM (Stock Tonal Topic Modeling). Благодаря новой технологии инвесторы смогут строить более эффективные финансовые стратегии: алгоритм позволяет делать прогнозы в пределах месяца. Результаты работы опубликованы в журнале PeerJ Computer Science.