Команда стратпроекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» ВШЭ выиграла грант РНФ
Ученые Вышки получат средства Российского научного фонда на изучение таких форм занятости студентов, как фриланс, самозанятость и предпринимательство, которые активно развиваются в последние годы. Исследование даст представление о новых возможностях и вызовах, с которыми сталкиваются студенты и молодые специалисты на рынке труда, и поможет разработать эффективные стратегии для их успешной адаптации и развития.
Меняющийся мир и рынок труда требуют от начинающих специалистов таких навыков, как способность действовать без четких инструкций и шаблонов, а также быть самостоятельными в принятии решений. Такие компетенции объединяются под термином «агентность» (от англ. agency) или «самостоятельность» («проактивность», «инициативность», «предприимчивость» и др.) и широко изучаются как в России, так и за рубежом.
Повышенное внимание к данной проблематике определяется изменениями в экономике и обществе, которые в социологии было предложено называть деструктурацией. На рынке труда она проявляется в том, что в дополнение к привычной традиционной корпоративной занятости, связанной с устойчивыми структурами, все большую популярность и массовость приобретают альтернативные формы — платформенная занятость, фриланс, предпринимательство и т.д. Кроме того, в организациях также все более востребованным становится так называемое корпоративное предпринимательство.
Проблема в том, что у ученых и практиков нет единого мнения о том, что должен уметь человек, чтобы быть успешным в новых условиях занятости, и как развивать эти умения, включая агентность.
Для ответа на эти вызовы исследователи НИУ ВШЭ в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» (реализуется по программе «Приоритет 2030») изучат траектории студентов и выпускников высших учебных заведений в новых социальных и экономических условиях, оценят роль образования в формировании и поддержке нетрадиционных способов заработка, а также рассмотрят характеристики, способствующие продуктивным формам агентности.
С помощью качественного и количественного анализа на выборке разных университетов и с помощью анкетирования студентов и выпускников вузов исследователи НИУ ВШЭ планируют собрать данные для ответов на вопросы: «Как изменился рынок труда после кризисов 2020 и 2022–2023 годов в России?», «Что влияет на выбор нетрадиционного формата работы выпускников и студентов?» и «Какое влияние оказывает высшее образование на агентность людей?».
«Исследование нетрадиционных форм занятости среди студентов имеет большое значение в современном обществе, где технологии, и прежде всего цифровизация, меняют традиционные модели бизнес-процессов. Результаты этого исследования могут пролить свет на новые возможности и вызовы, с которыми сталкиваются студенты и молодые специалисты, и помочь разработать эффективные стратегии для их успешной адаптации и развития. Я уверен, что это исследование принесет ценные теоретические и практические результаты», — поясняет Павел Сорокин, заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ, руководитель этого научного проекта.
Юлия Корешникова
Юлия Корешникова, административный руководитель стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», поясняет, что ученые поставили перед собой ряд задач, в частности проверку теоретических моделей для описания трудовых путей студентов, определение наиболее распространенных видов нетрадиционной занятости и оценку самых важных компетенций во фрилансе, самозанятости и предпринимательстве для начинающих специалистов. Вторая группа задач связана с определением роли высшего образования в формировании востребованных новой реальностью навыков, и их цель — определить, какие организационные и педагогические условия для подготовки студентов в высших учебных заведениях необходимо создать.
«В итоге наш проект поможет систематизировать знания о нетрадиционных форматах занятости и запросах работодателей, наемных сотрудников и будущих бизнесменов к высшему образованию, а также определить, как вузы могут ответить на этот вызов», — отметила Юлия Корешникова.
В исследовательскую группу, которую возглавляет Павел Сорокин, входят: Вера Мальцева, Юлия Корешникова, Наталия Ширкова, Александр Тимофеев, Дарья Павлюк, Тимофей Редько и Юлия Вятская.
Павел Сорокин
Получение субсидии от Российского научного фонда для исследования нетрадиционных форм занятости среди студентов в НИУ ВШЭ является значимым фактором в развитии исследований вопросов агентности — как внутри нашего университета, так и для российской науки в целом. Для НИУ ВШЭ это подтверждение высокого уровня научной деятельности и признание вклада университета в развитие одного из наиболее перспективных направлений социальных исследований. Получение гранта открывает новые возможности для привлечения талантливых студентов и преподавателей, а также укрепляет репутацию университета как центра научных исследований в области вопросов человеческого потенциала и роли человека в социально-экономическом развитии.
Вам также может быть интересно:
«Мы создаем медицину будущего»
Доктор Гервин Шолк — профессор Фуданьского университета в Шанхае, партнер Центра языка и мозга НИУ ВШЭ в рамках стратегического проекта «Устойчивый мозг». Доктор Шолк известен как создатель универсальной некоммерческой программы для интерфейсов мозг — компьютер BCI 2000. В своем интервью он рассказал о современных нейроинтерфейсах, методах реабилитации после инсульта, новом подходе к нейрохирургии и поделился своим взглядом на будущее нейротехнологий.
РНФ поддержал 24 исследовательские команды из НИУ ВШЭ
Российский научный фонд подвел итоги конкурса малых отдельных научных групп, направленного на поддержку и развитие научных коллективов, которые занимают лидирующие позиции в определенных областях наук. Победителями признаны более 1200 проектов, в том числе 24 из Высшей школы экономики.
Речевая (не)норма: в Вышке представили инструменты для оценки ментальных проблем
Зачастую люди с неврологическими и психическими расстройствами обладают определенными особенностями речи. В современной клинической практике могут быть востребованы цифровые инструменты, позволяющие проводить речевую терапию и реабилитацию при нарушениях речи. Кроме того, в перспективе цифровые инструменты способны помочь медикам оценивать тяжесть симптоматики таких расстройств.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
Стратегии роста: как корпорациям добиться антихрупкости в период турбулентности
Школа финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ 7 ноября представила подготовленную группой ученых и практиков финансового управления коллективную монографию «Российские корпорации в новой реальности. Финансовые стратегии на пути к антихрупкости», вышедшую в издательском доме университета. В презентации и обсуждении результатов исследования приняли участие авторы книги и представители бизнес-сообщества.
В НИУ ВШЭ завершилась вторая программа ПК по преподавательскому мастерству
Ее слушателями стали вузовские и школьные преподаватели из Майкопа, Москвы и Владивостока. Первую неделю они обучались очно — посещали занятия экспертов по преподавательскому мастерству в Высшей школе экономики, а вторую неделю — дистанционно в своих регионах. На итоговой аттестации они представили обновленные версии своих учебных курсов.
Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии
Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.
Исследователи Центра языка и мозга НИУ ВШЭ представили новые цифровые инструменты для оценки когнитивных функций
В Центре языка и мозга НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, входящем в Институт психологии здоровья, прошел объединенный научный семинар стратегического проекта «Устойчивый мозг». Исследователи представили цифровые инструменты для оценки и коррекции речевых и когнитивных расстройств, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.
Ученые Вышки представили разработки, связанные с применением ИИ в медицине
Искусственный интеллект не заменит врача, но может стать ему отличным помощником. При этом здравоохранение нуждается в высокотехнологичных продуктах, которые способны быстро анализировать и контролировать состояние пациентов. Ученые Вышки применили ИИ для предоперационного планирования и постоперационной оценки результатов в спинальной хирургии и разработали автоматическую интеллектуальную систему для оценки биомеханики рук и ног.
Популярные или результативные: какие программы ДПО выбирают взрослые
Как показывают исследования, люди, получившие дополнительное образование, зарабатывают на 5–20% больше, чем те, кто не проходил такого обучения. Ученые Института образования НИУ ВШЭ впервые проанализировали влияние на повышение зарплат слушателей различных образовательных организаций и предлагаемых ими программ.