Надзор и мониторинг: как должно оцениваться качество образования
Как трансформировалась система оценки качества образования и как она будет развиваться в дальнейшем, обсудили на круглом столе «Контроль, надзор, качество: первые итоги регуляторной гильотины в образовании», который прошел в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.
Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов приветствовал собравшихся и выразил надежду, что подобные мероприятия с участием профессионального сообщества будут проходить чаще, чем раз в год.
«Сейчас формулируются контуры новой модели образования, которую наша страна будет представлять всему миру. Это и есть предмет обсуждения на нашей традиционной Апрельской конференции — различные аспекты социально-экономического развития общества», — сказал он.
Цель мероприятия — подвести итоги трехлетнего реформирования законодательства в области образования, сказал председатель круглого стола, заместитель директора по административной работе Института образования НИУ ВШЭ Семен Янкевич.
«Мы прошли долгий путь, изменили систему государственной аккредитации, упростили лицензирование. Рамка государственного контроля и надзора в сфере образования сегодня выглядит совершенно иной», — отметил он.
Важно понять, какие подводные камни были обнаружены в процессе реализации реформы, с какими вызовами регулятору еще предстоит справиться, а также как в дальнейшем будет развиваться система контроля в образовании.
Рособрнадзор в течение последнего десятилетия двигался в сторону риск-ориентированного подхода в проведении контрольно-надзорных мероприятий, процедур лицензирования и госаккредитации, напомнил заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Евгений Семченко. В результате произошла перезагрузка, и деятельность переводится в плоскость профилактики в том или ином виде.
«Надзор должен быть не для наказания, а для помощи. Смысл контрольно-надзорных органов, особенно в последние годы, заключается в том, чтобы выявить те проблемы, которые в системе образования есть, выявить узкие слабые места и подсказать вузам, регионам, образовательным организациям, как эти слабые места, в том числе в подготовке студентов и школьников, нивелировать», — отметил он.
При этом Евгений Семченко подчеркнул, что ни о какой эффективности мероприятий без понимания реального уровня подготовки студентов и школьников говорить не приходится. Для этого в вузах проводится тестирование — по материалам, которые они сам же разработали и используют. За год действия новой модели количество отказов в получении государственной аккредитации возросло.
«То есть вуз заявляется на процедуры, приходят наши эксперты, берут материалы и проводят процедуру, и в несколько раз чаще студенты эту процедуру проваливают. А что бы произошло, если бы она проходила по единым федеральным материалам?» — задался он вопросом.
На сегодняшний день мониторинг системы образования недооценен, инструмент используется не в полную силу, считает замначальника Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике Юлия Линская. «Очень много сделано в части мониторинга, и, собственно говоря, ни у кого не вызывает сегодня вопросов сам мониторинг, что его нужно проводить и что он должен быть постоянным. Мне кажется, что именно мониторинг должен связывать все те процедуры, которые у нас есть в рамках государственной регламентации образовательной деятельности, в рамках системы оценки образования», — пояснила она. Закон предусматривает ежегодное самообследование образовательной организации, но его результаты не используются в полной мере. «Качество образования — это комплексное понятие, это качество подготовки в широком смысле, а не просто соответствие аккредитационным показателям или требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Человек себя оценивает после завершения обучения, государство, общество, работодатель. Может ли он самореализоваться на основе того, что ему дала система образования? Поэтому, если руководствоваться тем инструментарием, который есть в законе, я бы делала ставку на мониторинг», — подчеркнула она. Поэтому ключевым является фактор именно внешней оценки.
Заведующая Лабораторией социально-экономических проблем Института контрольно-надзорной деятельности РАНХиГС Екатерина Пономарева рассказала об исследовании механизмов оценки качества образовательной деятельности, которое вуз проводил в 2022 году. Осуществлялся ретроспективный анализ на основе той информации, которая содержалась в едином реестре проверок и в мониторинге эффективности вузов. Исследователи пытались оценить, сколько вузов не пройдут аккредитационный мониторинг. Получилось, что порядка 100.
«Мы поняли, что чаще всего хорошие вузы имеют достаточно продвинутую научную школу, соответственно, у них должны быть публикации, возможно, с зарубежными партнерами, научные сотрудники, внебюджетные доходы от научной деятельности», — рассказала она.
Наряду с трансформацией процедур государственной регламентации сегодня происходит бурный рост институтов, проводящих независимую оценку, рассказала директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации Галина Мотова. По состоянию на 1 марта 2023 года в перечне Минобрнауки — 116 аккредитующих организаций. Главная задача сегодня — понять, какими должны быть следующие шаги в этой сфере, как независимую оценку применять в процедурах рекомендации.
«Сегодня есть ресурс, который собрал все возможные процедуры оценки. Это деятельность всех аккредитующих организаций, центров тестирования и оценки достижений, центров, которые проводят олимпиады. Мне кажется, что следующим шагом должна быть мудрая аккредитация со стороны Министерства образования, Рособрнадзора. Они должны посмотреть, как работают эти организации, и ввести некие правила игры. Если мы говорим о риск-ориентированном подходе, то академическая общественность, независимая оценка могла бы встроиться в эту систему. В результате удалось бы выстроить общественно-государственный механизм оценки качества образования», — полагает она.
Профессор Института образования НИУ ВШЭ, ранее — руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов отметил, что за негосударственной оценкой обращаются многие очень хорошие университеты, потому что эти проверки позволяют им увидеть свои слабые места и спроектировать шаг развития.
«На мой взгляд, негосударственная аккредитация — это аналог системы аудита. Они проводят оценку положения дел в вузе, дают рекомендации. Негосударственный аудит проводится по просьбе самого университета. Тот опыт, который мы имеем в России, позволяет нам утверждать, что эта система востребована. Думаю, что в будущем наряду с государственной системой надзора и контроля у нас будет своеобразный образовательный аудит», — прогнозирует он.
Директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев подчеркнул возросшее в период пандемии значение благополучной образовательной среды. По данным национального исследования, которое Инобр ВШЭ провел вместе с Томским государственным университетом, примерно три четверти студентов демонстрируют симптомы депрессии разной степени тяжести. В этой ситуации достаточно сложно обсуждать проблематику качества образования, вовлеченность студентов в образовательный процесс, достижение образовательных результатов. «Такого рода контексты стали сейчас гораздо больше обсуждаться, и, мне кажется, это очень важный ракурс», — сказал он.
Сегодня фиксируется «некоторая нераспространенность» передовых систем для оценки качества образования, добавил Семен Янкевич. Университеты должны в это инвестировать. «Мы все на уровне государства, университета, школы, родителей и студентов должны вносить вклад в отношении каждого из инструментов оценки качества образования», — резюмировал он.
Анисимов Никита Юрьевич
Ректор НИУ ВШЭ
Болотов Виктор Александрович
Департамент образовательных программ: Профессор
Терентьев Евгений Андреевич
Институт образования: Директор
Янкевич Семён Васильевич
Институт образования: Заместитель директора по административной работе
Вам также может быть интересно:
Развитие платформенной экономики обсудили в Вышке
Цифровые платформы и экосистемы стали мощным инструментом преобразования многих процессов в экономике и самого уклада жизни общества, но для исследователей все еще являются новым предметом. Первые попытки комплексного изучения данного института предприняли исследователи НИУ ВШЭ в рамках проекта с ПАО «Ростелеком». Результаты были представлены на пленарной сессии «Платформенная экономика в России: потенциал развития», организованной в рамках распределенной программы XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции НИУ ВШЭ.
Ученый совет: вклад ВШЭ в достижение национальных целей и приоритетов развития РФ возрастет
Программа развития НИУ ВШЭ до 2030 года будет усовершенствована, чтобы повысить вклад университета в достижение национальных целей и реализацию приоритетов научно-технологического развития страны. Такое решение принял Ученый совет Вышки 26 апреля. На заседании также был рассмотрен вопрос о принципах развития внешних коммуникаций НИУ ВШЭ, один из которых — создание вокруг университета информационного поля высокого качества.
Искусственный интеллект дает людям шанс стать умнее и счастливее
За пять дней миллион человек вступили в диалог с ChatGPT, за четыре — первый миллион пользователей набрала нейросеть Сбера Kandinsky 2.1. Перспективы создания и внедрения технологий на базе ИИ, а также вопросы регулирования этой сферы обсудили представители науки, бизнеса и власти на пленарной сессии «Искусственный интеллект в России: тренды, риски, регулирование», которую ИСИЭЗ совместно со Сбером организовал в рамках распределенной программы XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции НИУ ВШЭ.
«Молодежная политика — это конкурентное преимущество страны»
Системный анализ законодательства показал заметные региональные различия в подходе к мерам поддержки молодежи. В чем регионам целесообразно проявлять самостоятельность, а что должно быть централизовано? И не пришло ли время скорректировать само понятие «поддержка молодежи»? Пленарная сессия «Меры поддержки молодежи в России (на основе опыта подготовки законопроекта “О молодежной политике в Российской Федерации”)» прошла в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции. На сессии был презентован доклад НИУ ВШЭ.
Экономика России: не адаптация, а рост в условиях новой реальности
Ведущие российские экономисты провели с помощником президента РФ Максимом Орешкиным пленарную сессию по вопросам развития российской экономики в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции. Эксперты отметили, что адаптация к новым условиям закончилась, примерно с середины прошлого года наблюдается положительная динамика и сегодня стоит задача формирования новой модели устойчивого роста.
«Мы планируем расширить меры поддержки молодых людей»
Современная молодежная политика для повышения эффективности должна выстраиваться на основе анализа больших данных и качественной экспертизы, необходимо учитывать реальные запросы молодых людей. Об этом шла речь на пленарной сессии XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции «Доказательная молодежная политика: перспективы развития и потенциал внедрения в российском контексте».
Аграрная импортонезависимость: в ВШЭ обсудили перспективы развития отечественного АПК
Россия в последние годы добилась впечатляющих результатов в развитии АПК, но есть и немало нерешенных проблем. Как преодолеть старые и новые вызовы, обсуждали эксперты на пленарной сессии «Анализ критических направлений импортозамещения для агропромышленного комплекса РФ: сценарии развития», прошедшей в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции.
«Надо комбинировать собственные разработки и импортозамещение»
В рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества состоялся круглый стол кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ «Адаптация российской экономики к новым вызовам». Эксперты обсудили задачи, которые стоят перед государством и бизнесом в текущих условиях.
Высококвалифицированные специалисты — один из ключевых факторов роста экономики столицы
Растущий спрос экономики Москвы на квалифицированных специалистов в высокотехнологичных отраслях, старение трудоспособного населения и повышение возрастной планки выхода молодежи на работу требуют новых подходов к развитию рынка труда в Москве. Об этом рассказала министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Мария Багреева на круглом столе XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в НИУ ВШЭ.
«Антимонопольное право очень важно для понимания необузданной конкуренции в международных отношениях»
В рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции НИУ ВШЭ Международный центр конкурентного права и политики БРИКС организовал трек мероприятий, посвященных антимонопольному регулированию в странах БРИКС+. Эксперты и представители госорганов отметили, в частности, необходимость налаженного сотрудничества и постоянного обмена информацией между антимонопольными ведомствами объединения.