Студенты из стран СНГ и Балтии: проект ВШЭ
В 2009 году в Высшей школе экономики было создано управление по сотрудничеству со странами СНГ и Балтии. Об основных итогах работы и перспективах развития подразделения рассказывает его руководитель Татьяна Четвернина.
— Татьяна Яковлевна, с чего начиналась деятельность управления? Чего удалось добиться за три года, с какими трудностями вы столкнулись в процессе работы?
— Управления было создано в конце 2009 года, а его деятельность началась с проекта «Олимпиады НИУ ВШЭ», поиска и агитации школьников из стран СНГ к участию в наших олимпиадах. Этот проект является одним из ключевых в работе управления. И по сей день удивляюсь, как нам удалось набрать более 500 человек участников в странах, где мы никого не знали и нас никто не знал.
Затем появились и другие проекты: летние профориентационные лагери для школьников «Мы вместе» (уже прошли четыре лагеря для школьников Армении, Украины и Молдовы); курсы повышения квалификации для школьных учителей из стран СНГ и Балтии (в них приняло участие более 70 учителей из стран СНГ и Балтии); международная студенческая научная конференция и предшествующий ей конкурс студенческих научных работ и многие другие мероприятия.
Чего мы добились? Прежде всего, повышения узнаваемости нашего университета. Ведь еще в 2010 году для школьников и школьных учителей, родителей мы были большой загадкой, чаще к нам относились с недоверием, как к еще одному «зазывалу» в неизвестный российский вуз. Для ряда школ это был большой риск, почти авантюра, вовлечь своих учеников в этот проект. Но самые смелые рискнули, и думаю, не пожалели об этом.
Сейчас ситуация существенно изменилась — нас знают! Знают школы, знают учителя, знают школьники и студенты. Конечно, резерв узнаваемости еще велик и нам есть с кем работать. Однако теперь работа ведется вполне осмысленно, и с обоюдным энтузиазмом. Если в самом начале пути образовательная среда в странах СНГ и была для нас «чистым полем», про которое мало что было известно, то за три года мы многое проверили на себе. В частности, стало очевидно, что к каждой стране нужно подходить, учитывая местную специфику, уметь различать проблемные зоны и оценивать потенциальные риски.
— Учитывая уникальность стран, с которыми сотрудничает Высшая школа экономики, какова сейчас ситуация в каждой из них? Кто является вашими основными контрагентами — школы, университеты, администрация, студенты, школьники?
— На сегодняшний день наиболее успешным и плодотворным является сотрудничество НИУ ВШЭ со школами Армении, Украины, Молдовы, Латвии и Кыргызстана, набирает обороты взаимодействие нашего университета со школами Узбекистана, Эстонии. Знают о нашей деятельности и стремятся к сотрудничеству с нами университеты Украины, Казахстана, Беларуси, Армении и Приднестровской Молдовы.
Если говорить о контрагентах, то здесь наблюдаются как общие тенденции, так и различные спецификации. Например, в Казахстане и Беларуси, где у нас есть постоянные партнеры в лице местных вузов, все же основным источником информации о вышкинских проектах для студентов (прежде всего, это студенческие олимпиады и зимние школы) являются социальные сети. В Армении, Молдове, Украине (Одесса) социальные сети значительно менее значимы, а основным каналом распространения информации о нас стали школы и учительское сообщество. Сплотить учительское сообщество на постсоветском пространстве нам позволил проект «повышение квалификации учителей», реализуемый Дирекцией по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися. Именно этот проект позволили нам целенаправленно выстраивать долгосрочное деловое сотрудничество со школами стран СНГ, проводить на их базе профориентационные тренинги, приглашать победителей наших олимпиад в летние профориентационные лагеря.
— Учитывая демографические проблемы последних лет, сегодня одним из самых актуальных для университетов является вопрос набора студентов? Каковы позиции ВШЭ в конкуренции за студента на постсоветском пространстве?
— Конкуренция за студента — это важный фактор, с которым мы не можем не считаться. В этом году из 49 победителей студенческой олимпиады пришли к нам (принесли документы) только 25 человек. Остальные сделали выбор в пользу европейских университетов, в том числе стран Центральной и Восточной Европы, которые предоставляют школьникам и студентам из Молдовы, Украины и Беларуси большие возможности для обучения — грантовую поддержку на весь период обучения, стипендии и достойную среду обитания. Так что конкурируем мы не только и не столько с национальными университетами стран СНГ, сколько с европейскими университетами (если речь идет о странах Балтии, Украины, Молдовы и Беларуси) и университетами Китая, Кореи и Японии (если речь идет об Узбекистане и Казахстане).
— Какие возможности предоставляет Высшая школа экономики абитуриентам из стран СНГ и Балтии для поступления в университет?
— Прежде всего, это олимпиады, которые важны не только с точки зрения набора талантливых ребят, но и с точки зрения продвижения нашего университета в других странах. У нас сформирована база сильных школ, в основном это специализированные школы с физико-математическим уклоном. На мой взгляд, это позитивная тенденция. Сейчас нам хотелось бы привлечь внимание потенциальных абитуриентов на гуманитарные факультеты нашего университета. В этом году для талантливых гуманитариев расширятся возможности для поступления через школьные олимпиады. К тому же у нас появились новые задумки и идеи, как выйти на новые таланты. Эти идеи мы сейчас активно обсуждаем со школьными учителями из различных стран, и возможно, очень скоро это оформится в еще один новый проект нашего управления.
— Каковы основные мотивы участия ребят в олимпиадных испытаниях, как происходит подготовка участников олимпиад, используют ли они те, ресурсы, которые предлагает Вышка?
— По данным нашихежегодных опросов школьников и студентов, участвующих в олимпиадах, основной мотив школьников — «попробовать свои силы», у студентов и выпускников — «получить качественное образование по выбранной специальности».
Школьники часто рассматривают нашу олимпиаду в ряду многочисленных национальных и международных олимпиад, которые проводятся во всех странах. Ни в одной стране олимпиады не являются распространенным механизмом поступления в университет. И то, что наши олимпиады — это реальный механизм поступления в университет, до сих пор осознается далеко не всеми. Когда в ходе рекламных кампаний мы говорим о том, что готовы принять талантливых ребят по итогам олимпиады, часто на лицах людей можно увидеть удивление.
Студенты и выпускники в этом вопросе более «продвинутые», со школьниками (и их родителями) — сложнее. Но проблема постепенно решается, и важную роль в этом играют школьные учителя, особенно те, кто проходят в Вышке повышение квалификации. Они понимают, что важно привлекать школьников к участию в олимпиадах как можно раньше, если первый раз в 9 классе — это только «проба пера», то к 11 классу ребята уже осознают другие значимые бонусы победы в олимпиадах ВШЭ. Приходит осознание того, что к олимпиадам надо готовиться. И, как показывают данные наших опросов, постепенно растет доля тех, кто проходит через интернет-школу ВШЭ, решает задачи, вывешенные на сайте Олимпиады, и занимаются с репетиторами.
— Кроме олимпиад, есть ли еще какие-либо возможности для поступления?
— Еще один канал поступления во ВШЭ — это квоты. Этот канал стал значимым для нас совсем недавно. С 2011 года наш университет получил возможность не набирать дополнительных студентов из стран СНГ на места, обеспеченные финансированием из бюджета России, а отбирать лучших и мотивированных для обучения у нас школьников и студентов. До этого мы не использовали данный канал, так как не имели возможность оценить уровень подготовки предлагаемых нам абитуриентов. Сейчас такая возможность появилась. И реализуется эта возможность, опять же, через олимпиады.
— Какие факторы учитываются при квотном отборе потенциальных кандидатов на обучение в бакалавриате и магистратуре НИУ ВШЭ?
— По правилам Министерства образования и науки РФ, университет должен провести собеседование с претендентами на квоты. Мы, разумеется, собеседования проводим, но уже по правилам, формируемым ВШЭ. К собеседованию приглашаются те ребята, которые прошли предварительный отбор по анкетам, разработанными нами. Помимо стандартного набора данных, мы предлагаем претендентами представить эссе, отражающее мотивацию поступления и в наш университет, и на выбранное направление подготовки, а также любые свидетельства, отражающие их успехи и достижения в учебе. Для школьников — дипломы и сертификаты, для студентов и выпускников — свои лучшие статьи, научные работы или прикладные проекты, которыми «они могут гордиться». По опыту прошедших двух лет можно сказать, что к собеседованию приглашались около 90 процентов приславших нам свои анкеты с приложениями.
Далее на странице нашего управления мы заранее оповещаем всех потенциальных претендентов о том, что преимущественным правом при отборе будут пользоваться участники олимпиад (для школьников, студентов и выпускников), а также участники зимних школ ВШЭ. Логика здесь простая — нам нужны мотивированные студенты и студенты, которые смогут успешно закончить учебу в университете. Олимпиады ВШЭ позволяют таких студентов отобрать. И в дальнейшем при отборе кандидатов на обучение в Вышке связка «олимпиады-квоты» будет усиливаться.
— Сколько студентов принимает Вышка по квотному отбору в сравнении с количеством желающих принять участие в этом отборе?
— В 2011 году контрольные цифры по квотам составляли 80, из них 60 квотных мест — для стран СНГ, 20 — для стран дальнего зарубежья. Из стран СНГ и Балтии было подано около 170 заявок в бакалавриат и магистратуру, отобрано — 78 человек.
В 2012 году количество квот было увеличено до 120, из них 105 — на страны СНГ и 15 квот на страны дальнего зарубежья, к которым относятся и страны Балтии. Численность желающих пройти через квотный отбор увеличилась в сравнении с 2011 годом почти в три раза. В итоге к нам поступили 105 студентов из стран СНГ и 7 человек из стран Балтии. В 2012 году конкурс на квотные места вырос в сравнении с 2011 — с 2,7 человек до 4,6 человек на одно «квотное место».
— Как быть тем ребятам, кто живет в странах, где Вышка пока не проводит олимпиады?
— Мы не ограничиваем право претендентов участвовать в квотном отборе при условии, что они присылают необходимый пакет документов. Они также приглашаются на собеседование. Есть только одно отличие. В страны, в которых мы проводим олимпиады, выезжает Комиссия ВШЭ по отбору на квотные места. В страны, где не проводятся олимпиады, мы не выезжаем. То есть в первом случае у ребят есть выбор — пройти собеседование в своей стране или выбрать для этой цели Вышку в Москве, во втором случае возможность выбора отсутствует.
Однако для всех потенциальных претендентов на квотные места, вне зависимости от того, проводится в их странах олимпиада или нет, есть еще одна возможность — пройти собеседование с Комиссией в Москве по скайпу. Эта форма использовалась и в прошлом, и в этом году. Однако, как показывает практика, она пока не очень продуктивна, особенно для ребят из дальних стран. Технические возможности связи по скайпу с такими странами далеки от совершенства, часто бывает трудно не только оценить уровень знаний ребят, но и просто услышать их речь.
— Кто входит в состав комиссии, и как она формируется?
— Комиссия формируется ректором университета за два месяца до начала ее работы. В ее состав входят проректор, курирующий Приемную комиссию, руководитель управления магистратуры, директор по развитию сотрудничества со странами СНГ и Балтии, руководство дирекции по международной деятельности, деканы факультетов и руководители отделений. Персональный состав комиссии может меняться, не меняется только ее председатель — ректор НИУ ВШЭ.
— Каковы ваши стратегические планы на ближайший год?
— Во-первых, в следующем году мы планируем увеличить количество квот (нам бы хотелось добиться стопроцентного увеличения), но при этом постараться сохранить конкурс. Во-вторых, нам бы хотелось вовлечь факультеты в процесс формирования квот на будущий 2013 год. Мы уже провели интервью с подавляющим большинством факультетов (деканами или их заместителями, отвечающими за международную деятельность). И практически все (за редким исключением) из них выразили готовность набирать студентов из СНГ и стран Балтии. Некоторые факультеты заявили о своем желании принять большое количество магистрантов, при условии проведения дополнительного тестирования. Пока мы обсуждаем возможные формы такого тестирования и конкурсов.
Мы продолжим работу по созданию прозрачных критериев отбора по квотам. Как я уже говорила ранее, нам бы хотелось увязать квотный отбор с участием ребят в вышкинских олимпиадах. Но этот процесс удастся завершить только тогда, когда наши олимпиады будут проводиться во всех странах СНГ и Балтии. До этого момента мы не можем ограничивать возможности ребят, проживающих в странах, где олимпиады не проводятся. Ведь участие в олимпиадах — это не только оценка знаний, но и мотивация обучения в нашем университете. Надеюсь, совместными усилиями нам удастся донести до ребят и их родителей мысль о том, что олимпиады Вышки — это доступный и реальный способ поступить на бесплатное обучение в один из лучших университетов страны.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
До завершения приема работ на конкурс «Высший пилотаж» осталось 3 дня
24 января в 23:59 закрывается система загрузки работ на Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж». Он рассчитан на учеников 8–11-х классов и проводится по 25 направлениям. Если у вас есть готовое исследование или проект, выполненный в том числе в школе или в организации дополнительного образования, приведите его в соответствие с требованиями экспертов и смело направляйте работу на конкурс.
Новые направления обучения, более 300 заявок из 20 стран: открылся набор на “Study Tour Experience”
“Study Tour Experience” — уникальный проект для иностранных абитуриентов магистратуры, желающих примерить на себя, каково это — быть магистрантом Вышки. Международная учебная стажировка реализуется Дирекцией по работе с молодежью за рубежом с 2020 года в двух форматах, онлайн и офлайн, на двух языках — английском и русском. В осеннем семестре 2024/25 учебного года стажировка пройдет с 11 по 23 ноября, а крайний срок подачи заявок — 13 октября.
В Вышке впервые прошел фестиваль Russian Culture Day
В начале марта в кампусе Вышки на Покровском бульваре состоялся фестиваль Russian Culture Day, организованный Дирекцией по интернационализации НИУ ВШЭ. Иностранные студенты приняли участие в викторинах, лекциях и мастер-классах, а также смогли попробовать традиционное русское угощение — блинчики с вареньем.
«НИУ ВШЭ — международный университет, представляющий разные культуры и народы»
19 декабря в атриуме корпуса ВШЭ на Покровском бульваре прошел масштабный фестиваль «Весь мир в одной Вышке», который объединил более 20 национальных студенческих организаций и клубов университета. Их представители рассказали участникам события о новогодних традициях разных народов, провели квизы и викторины. Организатором мероприятия выступила Дирекция по интернационализации ВШЭ.
Как вузы развивают интернациональную среду для самореализации иностранных студентов
Учеба в зарубежном вузе — это плюс для карьерного трека, бесценный опыт и расширение спектра возможностей. Но при этом для студента это еще и большой стресс от погружения в иную культурную среду и новые, подчас неожиданные, вызовы. Как университеты помогают учащимся адаптироваться и находить возможности для самореализации, эксперты и представители ведущих вузов обсуждали на сессии «Развитие интернациональной среды для создания комфортных условий самореализации иностранных студентов» в рамках Международной партнерской недели в НИУ ВШЭ.
Ориентационные сессии для иностранных студентов: «Я сегодня в ВШЭ — это исполнение моей мечты»
В Вышке прошли ориентационные сессии, которые Центр поддержки и карьеры иностранных студентов и выпускников организовалдля поступивших в университет иностранных граждан. В ходе встреч эксперты центра рассказали о предоставляемом визово-миграционном сопровождении, внеучебной студенческой жизни, провели экскурсии по кампусу и тур по городу.
Высшая школа экономики открыла экспериментальную школу для студентов из Таиланда
НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге продолжает стратегическую программу по развитию образовательных и научно-исследовательских связей с вузами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). По запросу Университета Таммасат (Таиланд) на базе Управления по международным связям питерской Вышки создана специальная краткосрочная образовательная программа «Русский язык и культура».
МИЭМ ВШЭ открыл «Студенческую гостиную для абитуриентов магистратуры» на канале YouTube
Каждый выпуск «гостиной» посвящен одной из магистерских программ МИЭМ. Гостями канала выступают академические руководители программ, студенты, представители компаний-партнеров. Траектория поступления, требования к портфолио, предметная область образовательных программ, портрет абитуриента, проектная работа в магистратуре, профессиональные перспективы выпускников — главные темы нового цикла в рамках «Студенческой гостиной МИЭМ».
Игра, которая объединяет: в Вышке прошел первый турнир по мини-футболу среди иностранных студентов
В “HSE Inter Football Cup” приняли участие шесть мужских и две женские команды иностранных студентов НИУ ВШЭ, представляющих 30 стран. Организаторами мероприятия стали Центр поддержки и карьеры иностранных студентов и выпускников Дирекции по интернационализации совместно с кафедрой физического воспитания НИУ ВШЭ.
«Это путешествие изменило меня к лучшему»
На англоязычной магистерской программе ВШЭ «Население и развитие» изучают вопросы, связанные с влиянием демографических процессов на социальное развитие страны, и учатся применять инструменты государственного управления для обеспечения устойчивого развития. Студенты и научный руководитель программы рассказали о специфике обучения в магистратуре Вышки.