Системы долговременного ухода: как помочь стареющему населению
Число людей, нуждающихся в долговременном уходе, в мире будет расти из-за старения населения. Россия не является исключением. Поэтому перед государством стоит задача создания эффективных систем ухода за людьми, которые в этом нуждаются. То, как моделировать подобные системы и прогнозировать их нагрузку, эксперты обсудили на семинаре в НИУ ВШЭ.
Научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» ВШЭ провел первый в новом учебном году совместный онлайн-семинар Института социальной политики (ИСП) ВШЭ и Всемирного банка «Моделирование системы долговременного ухода: на примере Республики Беларусь».
Старший экономист, руководитель проектов в сфере социальной защиты и программ на рынке труда Всемирного банка Нитин Умапати отметил, что старение населения и увеличение продолжительности жизни в большинстве стран мира требуют повышения качества медицинской помощи и ухода за пожилыми людьми, организация которого ложится сейчас преимущественно на родственников. Чтобы снизить нагрузку на близких, необходимо разработать устойчивую модель системы ухода, в ней следует расширить роль частного сектора и НКО в предоставлении таких услуг, разработать систему их оценки. Россия могла бы использовать опыт работы подобных систем в других странах.
Оксана Синявская
Модератор семинара, заместитель директора ИСП Оксана Синявская, подчеркнула, что число нуждающихся в уходе, в том числе профессиональном, будет расти, что создает новый вызов системе ухода, поскольку прежде за пожилыми людьми ухаживали преимущественно родственники. Задача создать систему долговременного ухода поставлена в нацпроекте «Демография», ее организация невозможна без оценок эффективности, моделирования спроса и финансирования. «Важно рассмотреть различные подходы, особенно на примере традиционно близкой нам Белоруссии», — сказала она.
Старший специалист по социальной защите ВБ Митчелл Винер отметил, что в мире растет доля нуждающегося в поддержке населения старше 70 и 80 лет. Растет роль государства в создании систем долговременного ухода (СДУ). В конституции Белоруссии указано, что долговременным уходом должны заниматься близкие и только пожилые люди, не имеющие родственников, имеют право на помощь государства, что создает трудности для семей и влияет на рынок труда. Методологической основой оценки вероятных затрат на СДУ Белоруссии стали данные докладов Европейской комиссии о старении населения и долгосрочные прогнозы. Авторы, разрабатывая модель, учитывали процент иждивенчества, доли получавших уход в стационарах и пособия для получателей помощи на дому, в том числе по половозрастному признаку, удельные затраты на получателей ухода на дому и в стационарах, а также долю пособий в ВВП. При прогнозах использовались данные Белстата и региональных органов социальной защиты.
По расчетам исследователей, число людей, нуждающихся в уходе, вырастет к 2039 году с нынешних 590 000 до 700 000 человек, повысится также доля нуждающихся в уходе. Сейчас формальный уход получают около 30% нуждающихся, в ближайшие годы их доля может вырасти до 39%.
По расчетам экспертов ВБ, стоимость программ долговременного ухода в 2018 году составляла 0,6% ВВП Белоруссии, в ближайшие годы она может вырасти до 0,85% ВВП и продолжит увеличиваться
Для дальнейших шагов экспертам нужна обратная связь с правительством для улучшения качества данных, уточнения оценки влияния на ситуацию динамики экономического развития, уровня смертности и среднего возраста.
Заведующий Лабораторией развития пенсионной системы ИСП ВШЭ Евгений Якушев рассказал о разработке аналогичной модели для России. Он отметил существенные региональные различия в нуждаемости в уходе и развитии его инфраструктуры. Во многих регионах отмечается ее значительный дефицит.
Евгений Якушев
По расчетам экспертов ВШЭ, всего в России доля населения старше трудоспособного возраста увеличится к 2040 году на 17%, но в отдельных регионах она может вырасти на 70%. 2,6 млн человек — нижняя граница численности пожилых людей, которым потребуется долговременный уход (сейчас — 1,5 млн). Однако их доля сильно колеблется по регионам. Используя средние цифры, мы рискуем столкнуться с неполным учетом на отдельных территориях, отметил Евгений Якушев.
Он подчеркнул, что дефицит самообслуживания в России начинается в более молодых возрастах, чем в Европе, поэтому прогнозы требуют серьезной калибровки цифр. Сейчас на долгосрочный уход в России расходуется 0,28% ВВП, при сохранении нынешних критериев цифра может вырасти к 2040 году до 0,62% ВВП. Евгений Якушев также обратил внимание на то, что продолжительность жизни, в том числе здоровой, во многом зависит от поведения людей и существует значительный потенциал роста этих показателей в России.
Следует также учитывать, что неформальным родственным уходом за пожилыми людьми занимаются около 7–8 млн человек и они тратят на это до 20 часов в неделю. Родственники, занятые уходом, часто подвержены стрессу и преждевременно покидают рынок труда. Вызовы старения требуют перехода к современной системе СДУ, подытожил Евгений Якушев.
Исполнительный директор Ассоциации профессиональных участников системы долговременного ухода Александр Шкребело рассказал, что СДУ запущена в 2018 году в шести пилотных регионах, сейчас она действует в 24 регионах, при этом системой пользуются около 110 000 человек.
Работа начинается с выявления и типизации нуждающихся и определения степени зависимости (от 1-й до 5-й). Затем определяется форма получения ухода, указываются его цели, подключается помощь семьи, выясняется объем медицинской и социальной помощи, организуются пункты проката оборудования и обучение близких. Объем помощи варьируется в зависимости от состояния здоровья и увеличивается в случае его ухудшения.
Оценка степени зависимости от посторонней помощи организуется по международным стандартам, учитывающим зрение, слух, способность переодеться, приготовить пищу, убрать квартиру. Все элементы СДУ стандартизированы и отражены в нормативно-правовых актах.
Самые тяжелые (4-я и 5-я) группы составляют около 12% людей, нуждающихся в помощи. Пока, по оценкам Александра Шкребело, число нуждающихся в СДУ стабильно, но вскоре вырастет до 2 млн, а затем до 3 млн человек. Он считает, что к 2029–2030 годам система позволит заменить «серый» сектор ухода, а доля получателей стационарной помощи вырастет с нынешних 18 до 25%.
Одновременно предполагается рост стоимости услуг: цена надомного ухода может увеличиться в 1,5 раза, в стационарах — на 25%. Но при использовании механизмов государственно-частного партнерства цена и бюджетные расходы снизятся. Также предполагается распространять практики страхования в СДУ
Главный финансовый уполномоченный РФ Юрий Воронин считает неудачным термин «долговременный уход», он предложил заменить его «постоянным посторонним уходом» (ППУ). «Я не обольщался бы пилотами, беда нашей системы в келейной разработке методологии, ее не верифицировали», — сказал он.
Юрий Воронин высказал опасения, что формирование системы помощи начнется без четких оценок численности нуждающихся. Он обратил внимание участников на то, что ограничения здоровья оценивает медико-санитарная экспертиза, сама нуждающаяся в кардинальном улучшении и повышении финансирования.
Он также опасается, что время для точного определения численности нуждающихся в уходе и его уровня будет упущено. «Мы не представляем себе этого контингента, через кого уход будут финансировать — отдельный разговор», — отмечает эксперт. При расчете стоимости ППУ, по его мнению, следует принимать во внимание время работы сотрудников (нередко 24/7), а также их зарплаты и социальные гарантии. Также важно учитывать, что нынешнего персонала соцзащиты недостаточно, придется нанимать работников с рынка труда, который действует по иным законам. «Надеюсь, что наши опасения будут услышаны и учтены при формировании политики в этой сфере», — подытожил Юрий Воронин.
Оксана Синявская отметила, что в России система ухода находится в стадии становления. Пока деятельность работников системы социальной защиты на дому сводится преимущественно к социально-бытовым услугам, что не позволяет удовлетворить потребности людей с серьезными ограничениями здоровья, нуждающихся преимущественно в медико-социальных услугах.
По мере становления системы ухода расходы на такие группы будут возрастать. Для создания системы долговременного ухода крайне важен поиск устойчивого финансирования. «Вопрос, насколько мы сможем моделировать эти источники: бюджетное финансирование, страховые выплаты или их сочетание», — сказала заместитель директора ИСП.
Якушев Евгений Львович
Вам также может быть интересно:
Старение населения — вызов устойчивому развитию России
Число пожилых россиян увеличивается быстрыми темпами, при этом они часто не обладают крепким здоровьем. Это обостряет проблему организации и развития системы долговременного ухода (СДУ) за пожилыми людьми. Эксперты обсудили подготовленный экспертами Вышки доклад «Система долговременного ухода: уроки международного опыта для России» и модели улучшения деятельности СДУ в ходе работы круглого стола, прошедшего в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
Положение пожилых: ученые изучат жизнь и здоровье старших поколений россиян
База данных о старении населения, которую сейчас формируют ученые, позволит провести углубленное междисциплинарное исследование положения пожилых людей в России. Первые результаты показали, в частности, что растет доля людей, применяющих для сохранения здоровья новые технологии и готовых получать телемедицинские консультации. Презентация проекта прошла в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
Эйджинг навсегда: как старение населения влияет на экономику
Старение населения (эйджинг) может стать серьезным вызовом, несмотря на улучшение физического и ментального состояния пожилых. Заместитель директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ, член-корреспондент РАН Ростислав Капелюшников детально изучил причины и возможные последствия снижения рождаемости и увеличения средней продолжительности жизни.
Трудиться, пока ноги носят
Пенсионные фонды многих стран испытывают перенагрузку. Одна из основных причин — проблема старения населения, которая существует как в западных странах, так и в России. Увеличение пенсионного возраста становится все более актуальным.