• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.

Исследование опирается на международный доклад Innovative Pedagogy о десяти трендах, наиболее значимых для образования в 2025 году. Они еще не стали повсеместной практикой, но имеют все шансы оказать влияние в ближайшие годы.

Тренды связаны с ИИ (использование ИИ в мультимодальной педагогике, обучение через диалог с ИИ, диалог с обучающимися об этике ИИ, умные учебники), с VR/AR-технологиями (иммерсивный подход к обучению, оценивание с использованием расширенной реальности, виртуальное погружение в научные концепции, воображаемые миры в образовательном процессе) и глобальными вызовами (педагогика бесконфликтности, климатическое образование).

Исследователи предложили оценить тренды с учетом российских реалий 33 экспертам, 425 студентам из 16 регионов и 115 инноваторам — участникам КИвО (в их числе учителя, преподаватели вузов, студенты, родители, представители EdTech и др.). В итоговой версии исследования приведены комментарии экспертов к каждому тренду (качественный блок) и указано, какая доля опрошенных инноваторов и студентов согласна с актуальностью каждого тренда для образования в нашей стране (количественный блок).

Диана Королева
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Научный руководитель Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ Диана Королева так комментирует исследовательский подход: «Отслеживание мировых трендов — это не только стремление к актуальности, но и необходимое условие интеграции в глобальный диалог. Однако простое копирование зарубежных подходов неэффективно. Успех требует адаптации лучших практик с учетом российской специфики: традиций, менталитета и культурных кодов. Такой баланс локальной идентичности и глобальных идей позволяет разрабатывать оригинальные решения, востребованные как внутри страны, так и за ее пределами».

Ксения Пивоварова
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

По итогам анализа тренд «использование ИИ в мультимодальной педагогике» стал лидером в десятке образовательных трендов. Его как наиболее актуальный отметили 55% инноваторов и 30% студентов. Комментируя полученные результаты, Ксения Пивоварова, директор по коммуникациям и связям с индустрией Ultimate Education, акцентировала внимание на актуальности трендов, связанных с ИИ. В России эту технологию сегодня используют и студенты, и педагоги, сокращая время на подготовку к занятиям и концентрируясь на решении креативных задач.

На втором месте по популярности — «иммерсивный подход к обучению» (отметили 51% инноваторов и 34% студентов).

Дмитрий Фишбейн, директор школы «Сколка», полагает, что это можно связать с геймификацией — стремлением найти игровые форматы для изучения разных учебных материалов. «Эффективность такого подхода еще не доказана, поэтому пока трудозатраты и дороговизна преобладают. Тем не менее практика существует в образовании и определяется уровнем обучения. Так, для младших классов чаще используются очные игровые форматы, а для старших — виртуальные пространства», — отмечает Дмитрий Фишбейн.

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Замыкает тройку социальный тренд «педагогика бесконфликтности» (формирование конструктивной и гармоничной образовательной среды), который отметили 41% инноваторов и 32% студентов.

По мнению Олега Янковского, победителя Всероссийского профессионального конкурса «Учитель года России — 2023», педагогика бесконфликтности — вечный тренд в преподавании, идеал, к которому следует стремиться. В разное время ее элементы носили разные имена: у Иоганна Генриха Песталоцци это было природосообразное обучение, у Януша Корчака — гуманистическая педагогика, у Симона Соловейчика — педагогика сотрудничества, у Шалвы Амонашвили — гуманная педагогика. Любой учитель, который находится на своем месте и пребывает в гармонии с самим собой, в той или иной степени реализует педагогику бесконфликтности.

Однако другие социальные темы, например климатическое образование, вызывают в России значительно меньший интерес: его отметили лишь 12% инноваторов и 14% студентов.

Александр Пикулев
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

На презентации результатов исследования, которое состоялось в Высшей школе экономики, модератор дискуссии задал вопрос, почему студенты и инноваторы не видят будущего у климатического образования. Руководитель образовательного направления Varwin Education Александр Пикулев, представлявший сообщество инноваторов, пояснил, что проблема изменения климата может быть не столь очевидна для широкой аудитории, но ее актуальность чрезвычайно высока. По его мнению, продвижение климатической повестки через технологии виртуальной реальности (VR) — эффективный путь. Например, VR может наглядно демонстрировать, как сокращение выбросов парниковых газов влияет на уровень моря, создавая эмоционально заряженные и визуально убедительные сценарии.

Николь Джугели
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Студенческую аудиторию представляла Николь Джугели — студентка образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» НИУ ВШЭ. Она поделилась собственным опытом применения ИИ в образовательном процессе как с позиции обучающегося, так и с позиции репетитора: «Помогает экономить время, и ученики довольны». По ее мнению, было бы полезно, если бы студентов, чья специальность не связана с IT, в университете обучали конкретным технологиям ИИ, как сейчас обучают программированию на Python.

В ходе презентации эксперты назвали тренды, не вошедшие в десятку, но значимые для российского образования. Среди ключевых направлений выделены предпринимательство, патриотическое воспитание, финансовая грамотность, а также гуманизация образования через усиление личного общения. Технологическая часть включает развитие робототехники, обучение работе с БПЛА, агротехнологии и модернизацию среднего профессионального образования с акцентом на профессионалитет.

Особое внимание было уделено проблеме кризиса мотивации, который требуется преодолеть для повышения вовлеченности всех участников образовательного процесса. Большинство трендов формируется под влиянием государственной политики, однако важно учитывать локальные запросы и новые социальные вызовы.

Вам также может быть интересно:

Стартовала регистрация школьников на Всероссийскую олимпиаду по ИИ

Открылась регистрация на пятый сезон Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту. В этом году организаторы ожидают увеличения числа участников — соревнование получило международный статус, и теперь принять участие могут школьники 8–11-х классов не только из России, но и из других стран. Олимпиаде присвоен II уровень в перечне РСОШ — ее призеры и победители получат льготы при поступлении в вуз.

В НИУ ВШЭ обсудили глобальные тренды ИИ на международной форсайт-сессии

В Высшей школе экономики прошла международная форсайт-сессия по искусственному интеллекту (ИИ). Российские и иностранные ученые обсудили тренды и вызовы, которые возникают в связи с быстрым развитием ИИ.

Больше не одинокий гений: как сохранить идентичность ученого в эпоху ИИ

Сегодня профессия ученого требует новых навыков, зачастую не связанных с наукой — от умения находить гранты до успешной продажи продукта своего труда. Огромным вызовом стал ИИ, который справляется со многими задачами быстрее человека. Центр научной интеграции НИУ ВШЭ организовал вебинар «Ученые и искусственный интеллект», посвященный профессиональной идентичности исследователя в условиях стремительной цифровизации и технологических трансформаций. Подробнее — в материале HSE Daily.

Вышка доверит ИИ рутинную работу по созданию программ ДПО

НИУ ВШЭ совместно с EdTech-компанией CDO Global запускает AI-конструкторы для оптимизации разработки курсов дополнительного профессионального образования (ДПО). Новый сервис позволит автоматизировать подготовку учебных материалов и оценочных средств, значительно сократив время и ресурсы, затрачиваемые преподавателями и методистами.

ВШЭ и Московский аналитический центр объединят усилия в сфере ИИ

НИУ ВШЭ подписал соглашение о сотрудничестве с ГБУ «Московский аналитический центр». Документ закрепил намерение сторон развивать совместные исследования и внедрять технологии искусственного интеллекта в управление городским хозяйством.

Руководители «Билайна» прокачивают навыки работы с ИИ на базе НИУ ВШЭ

В Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ стартовала программа повышения квалификации для руководителей компании «Вымпелком» «Лаборатория ИИ: Вместе быстрее». В ее работе примут участие сотрудники компании из разных городов страны, которые будут повышать компетенции по внедрению ИИ в бизнес-процессы.

Вузы разделились на шесть лагерей в отношении к искусственному интеллекту

Каким должно быть образование в эпоху ИИ? Чтобы разобраться, какие есть точки зрения и какие решения уже формируются, команда Института образования ВШЭ весной 2025 года провела серию интервью с проректорами российских университетов. Об итогах этого исследования рассказывает директор института Евгений Терентьев.

НИУ ВШЭ стал абсолютным лидером рейтинга вузов по подготовке кадров для ИИ

Альянс в сфере искусственного интеллекта опубликовал обновленный рейтинг вузов по качеству подготовки специалистов в области ИИ. В него вошли 203 российских университета из 68 регионов. Высшая школа экономики первой получила наивысшую категорию А++.

ВШЭ и МТС будут вместе бороться с дипфейками и научат искусственный интеллект создавать новое видео под запросы пользователей

НИУ ВШЭ и компания МТС Web Services (MWS) объявили о запуске серии совместных исследовательских работ в области технологий искусственного интеллекта, направленных на развитие инновационных решений в сфере кибербезопасности, мультимодальной генерации контента и анализа больших данных. Основным исполнителем проекта является Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова НИУ ВШЭ при общей координации Центра искусственного интеллекта ВШЭ.

11 вузов России стали участниками проекта ВШЭ и «Яндекса» по применению ИИ при подготовке дипломных работ

Эксперты «Яндекс Образования» и факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ научили студентов и научных руководителей использовать нейросеть YandexGPT в трудоемких задачах — для анализа источников, структурирования информации, визуализации данных и работы с текстом в процессе подготовки дипломов.